Сибирские огни, 1974, №2
О ДВУХ СТИХОТВОРЕНИЯХ А. ТВАРДОВСКОГО 181 Или А. Ахматова: От других мне хвала — что зола. От тебя и хула — похвала. И все-таки стихи эти, каждое из которых само по себе прекрасно, не могут рассмат риваться нами в одном ряду с названным стихотворением А. Твардовского. Хотя бы потому, что первое из них — все-таки пей зажная зарисовка, пусть и содержащая в себе не только пейзаж, второе, хотя и та лантливая, но все же утратившая со време нем свое злободневное звучание подпись под плакатом военных лет. А третье — афоризм по поводу частного и глубоко личного случая. Да, афоризм этот стал по эзией, и все-таки побудительный его мотив носит характер узколичностный. Во всех этих стихах нет тех общественно значимых и до сих пор глубоко неизбывных для всех нас мыслей и чувств, которые порож дены нашими утратами на войне и кото рые отличают стихотворение «Я знаю, ни какой моей вины...». Стихотворение это, так больно задеваю щее душу каждого, кого война так или иначе опалила своим огнем, было написа но не во время войны. И даже не сразу по сле ее окончания. Оно было написано в 1966 году. Шесть строк, которые составили содер жание стихотворения, потребовали от поэ та не только его личного участия в трех войнах, через которые прошел он и из ко торых не пришли многие и многие другие — «кто старше, кто моложе». Эти шесть строк потребовали от него многолетнего ос мысления как его личного, так и общена родного опыта, добытого на войне и после нее. В процессе этого осмысления устанав ливалось соотношение того, какой ценой была завоевана в этой войне победа, с тем, как должна пониматься нами наша личная ответственность перед живыми и мертвыми, завоевавшими эту победу. Мысль вызревала в активной и непре рывной работе и, развиваясь, прошла че рез несколько этапов, все более и более уг лубляясь. Достаточно сказать, что между стихотворением «Зашел я в дом, где жил герой», в котором поэт впервые заявил о долге своей и нашей памяти перед па^вшиЛ ми, и стихами «Я знаю, никакой моей ви ны...» стоит около полутора десятков про изведений, подчиненных этому кругу мыс лей. Это — «Две строчки...», «Я убит подо Ржевом». «В тот день, когда окончилась вой на», «9 мая», «22 июня 1941», «Их памя ти», «Жестокая память», «Та кровь, что пролита недаром», «Есть имена и есть та кие даты», в значительной мере — «Космо навту» и некоторые другие. Одних этих сти хов, собранных вместе, хватило бы на кни гу. Книга эта писалась поэтом на протяже нии всей войны и многих послевоенных лет. А если к названным произведениям приба вить стихи «Лежат они, глухие и немые», и «Памяти Гагарина», появившиеся уже после стихотворения «Я знаю, никакой моей ви ны...», то время работы над этой книгой па мяти войны удлинится еще более, простер шись почти до самых последних лет жизни поэта. То есть она обнимает время, превы шающее четверть века. Так что же, стихи эти, в которых поэт на протяжении четверти века многократно и настойчиво возвращается все к одному и тому же предмету — нашей памяти о по гибших,— что же они, эти стихи, есть — простое накопление информации по данному поводу? Простое прибавление одних стихов, написанных на определенную тему, к дру гим, написанным на эту же тему? Если бы это было так, этих стихов просто- напросто не существовало бы в природе. Ибо не таков этот поэт, чтобы воду в ступе толочь. И если он многократно возвращал ся к одному и тому же предмету, значит, менялся, уточнялся, углублялся взгляд по эта на данный предмет. Углублялся и раз вивался вместе с изменением и обогащени ем личного нравственного опыта поэта и коллективного душевного опыта народа, изменявшегося и вызревавшего под воз действием летящего времени. В самом деле, межДу стихами «Две строчки» и «Я знаю, никакой моей вины...»— лежит не только интервал в двадцать три года, но простирается дистанция более су щественная для поэзии. Дистанция, опре деляющая собою расстояние между зарож дением, началом мысли, и ее окончанием, т. е. выражением в окончательном ее виде. «Мне жалко той судьбы далекой»,— при знается поэт в стихотворении «Две строч ки», говоря о погибшем воине. «Жалко!» — вот то слово, которое выражает главное в размышлениях поэта о памяти погибших. И чтобы ни у кого не оставалось сомне ния в том, что именно об этом, о чувстве жалости к погибшим, а не о чем-нибудь другом идет речь в его стихотворении, по эт уточняет: Как будто мертвый, одинокий. Как будто э т о я л е ж у... Здесь нет еще прямо выраженной мысли о том, что утрата эта — не единична, что она н а в с е г д а , что с нею, этой утратой, придется нам жить теперь в сю с в о ю жи з н ь . Мысль об этом приходит позднее, в стихотворении «В тот день, когда окончи лась война», написанном в 1948 году. В конце пути, в далекой стороне, Под гром пальбы п р о щ а л и с ь мы в п е р в ы е Со в с е м и , что погибли на войне. Как с мертвыми прощаются живые... Но вновь и вновь появится листва, И наши дети вырастут и внуки, А гром пальбы в любые торжества Н а п о м н и т нам о той большой разлуке. И все же — это еще не те мысли, где речь идет о долге перед павшими или — тем более — о чувстве вины перед ними. Правда, уже в замечательном стихотво- рении «Я убит подо Ржевом», написанном в 1945— 1946 гг. и сразу же ставшем знаме нитым, поэт говорит от имени погибших, об ращающихся к живым:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2