Сибирские огни, 1974, №2
С ОБЩИМ МНЕНИЕМ НЕ СОГЛАСЕН... 167 окна гостиницы на верхнюю площадку копра, вздохнул: пора двигаться. ...Клеть скользила вниз, до отказа наби тая людьми в брезентовых костюмах, в касках, ь решновых сапогах. Все молчали, поглядывая на мелькающие лампочки, кото рые выхва гывали на мгновение из тьмы своды отработанных штолен. Равномерно гудели моторы, журчали струи грунтовых вод. На плечо Дубынину капало с потолка клети, но отодвинуться было некуда. — Все же много под землей водички,— пробормотал кто-го рядом с Дубининым. Дубынин предложил директору рудника Громадскому: — Хорошо бы, Венициан Иванович, рас сказать гостям про историю с бетонирова нием стоков. — И о трапах бы тоже,— подхватил 'чей-то незнакомый голос. — О большегрузных вагонах,— добави ли из-за спины Дубынина. — О доставке взрывчатки... — О телефонизации... — Может, тогда и -о подземных туале тах заодно? — со смешком отозвался Гро мадский. Дубынин сказал в раздумье: — А знаете, Венициан Иванович, все вот эти новшества, эти и многие другие, пред ставляются нам, каждое по отдельности, вроде бы мелочами, но ведь получилось прямо по законам диалектики: количество перешло в качество, условия работы в шах те стали совершенно иными, и это, в из вестной мере, открыло дорогу и новой тех нологии. — Пожалуй,— согласился Громадский.— Только мы же для гостей другую програм му наметили. — Программа — не догма,— вмешался Сергей Васильевич Богодяш, представляв ший в комиссии горняцкий коллектив Горы Благодати — Показывайте нам все, чем не грех похвалиться, а изъяны мы и сами увидим. Клеть начала плавно тормозить и, нако нец, остановилась напротив ярко освещен ного, уходящего вдаль туннеля с высокими бетонными сводами, с бетонированными тротуарами, с рельсовой колеей между ни ми. Всякий раз, вступая под эти своды, Ду бынин горделиво говорил себе: «Чем не метро?» И сейчас ему было приятно услы шать, как Богодяш произнес уважительно: — Добрый штрек, ничего не скажешь! Громадский прошел вперед, жестом при гласив за собою всю группу. — Тут Николай Григорьевич про стоки грунтовых вод вспомнил: вот один из таких стоков. Вдоль бетонной стены туннеля, послушно повторяя все ее повороты, выступы и ус тупы, тянулось узкое бетонированное рус ло. Громадский опустил в него ногу, и рез вая водяная струя, ударившись о голенище резинового сапога, рассыпалась сверкаю щим веером. — Со всех штреков по пятьсот кубов в сутки,— сказал он, убирая ногу.— Почти вторая Кондома. Струятся теперь многочисленные притоки этой подземной Кондомы по бетонирован ным руслам, никому не мешая, не причи няя забот, и не знают отныне горняки, что такое лужи и слякоть под ногами. А ведь три года назад, когда затеяли войну с на доевшей всем сыростью, пришлось выдер жать другую войну — со скептиками, с бли зорукими скопидомами, что кинулись под считывать расходы на цемент, на рабочую силу.... — Или вот с трапами этими,— притоп нул Громадский каблуком по бетонному тротуару (почему-то горняки, подражая флотскому люду, именуют тротуары трапа ми),— тоже ведь целая баталия была. До 1968 года тротуары в шахте настила лись из досок, доски были вечно мокрые, скользкие, да и быстро изнашивались, ло мались, то и дело приходилось эти насти лы подновлять, а то и заменять целиком. Кроме гого, под тротуарами были прокопа ны канавы для тех самых притоков под земной Кондомы, и когда случались зато ры (увы, такое не было редкостью), вода растекалась по всему штреку, а чтобы най ти и ликвидировать затор, приходилось выламывать доски порою в нескольких звеньях. — Теперь мы ни с грунтовыми водами, ни с трапами горя не знаем,— с удовлет ворением подытожил Громадский.— Что же касается затрат на цемент, на рабочую си лу, все давно окупилось за счет средств, выделявшихся на ремонт деревянных трапов. — А что ты о рельсах умалчиваешь, Ве нициан Иванович? — сказал вдруг Бого дяш, внимательно приглядываясь к рельсо вой колее.— Я смотрю, тут прямо Транс сибирская магистраль проложена. — Так то когда было-то? — отмахнулся директор рудника.— Это же еще в шесть десят пятом... — Ничего, поделись опытом! Громадский вздохнул с покорным видом, и, шагая по междупутью впереди группы, принялся рассказывать о рельсовой эпо пее. До 1965 года на всех 38 километрах подземной транспортной сети были уложе ны, как и повсюду в шахтах, облегченные рельсы. В старину по таким конки курси ровали, а в наше время их применяют, по мимо шахт, разве что на детских желез ных дорогах. Но надо отдать должное, они исправно несли службу, пока подземные поезда формировались из небольших вагон чиков. Однако рост добычи руды потребо вал резкого повышения грузоподъемности подвижного состава. Сейчас под землей курсируют вагоны, вес которых достигает после погрузки двадцати тонн. В результа те маломощные рельсы стали часто ломать ся, рудные маршруты то и дело терпели крушения. Конечно, эти крушения никак не уподо бить катастрофам, которые постигают по рою на железнодорожных магистралях по езда, мчащиеся со 100-километровой ско ростью. Однако для горняков и обычный сход с рельсов неторопко ползущего под землею рудного состава отнюдь не ма- \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2