Сибирские огни, 1974, №2

С ОБЩИМ МНЕНИЕМ НЕ СОГЛАСЕН... 167 окна гостиницы на верхнюю площадку копра, вздохнул: пора двигаться. ...Клеть скользила вниз, до отказа наби­ тая людьми в брезентовых костюмах, в касках, ь решновых сапогах. Все молчали, поглядывая на мелькающие лампочки, кото­ рые выхва гывали на мгновение из тьмы своды отработанных штолен. Равномерно гудели моторы, журчали струи грунтовых вод. На плечо Дубынину капало с потолка клети, но отодвинуться было некуда. — Все же много под землей водички,— пробормотал кто-го рядом с Дубининым. Дубынин предложил директору рудника Громадскому: — Хорошо бы, Венициан Иванович, рас­ сказать гостям про историю с бетонирова­ нием стоков. — И о трапах бы тоже,— подхватил 'чей-то незнакомый голос. — О большегрузных вагонах,— добави­ ли из-за спины Дубынина. — О доставке взрывчатки... — О телефонизации... — Может, тогда и -о подземных туале­ тах заодно? — со смешком отозвался Гро­ мадский. Дубынин сказал в раздумье: — А знаете, Венициан Иванович, все вот эти новшества, эти и многие другие, пред­ ставляются нам, каждое по отдельности, вроде бы мелочами, но ведь получилось прямо по законам диалектики: количество перешло в качество, условия работы в шах­ те стали совершенно иными, и это, в из­ вестной мере, открыло дорогу и новой тех­ нологии. — Пожалуй,— согласился Громадский.— Только мы же для гостей другую програм­ му наметили. — Программа — не догма,— вмешался Сергей Васильевич Богодяш, представляв­ ший в комиссии горняцкий коллектив Горы Благодати — Показывайте нам все, чем не грех похвалиться, а изъяны мы и сами увидим. Клеть начала плавно тормозить и, нако­ нец, остановилась напротив ярко освещен­ ного, уходящего вдаль туннеля с высокими бетонными сводами, с бетонированными тротуарами, с рельсовой колеей между ни­ ми. Всякий раз, вступая под эти своды, Ду­ бынин горделиво говорил себе: «Чем не метро?» И сейчас ему было приятно услы­ шать, как Богодяш произнес уважительно: — Добрый штрек, ничего не скажешь! Громадский прошел вперед, жестом при­ гласив за собою всю группу. — Тут Николай Григорьевич про стоки грунтовых вод вспомнил: вот один из таких стоков. Вдоль бетонной стены туннеля, послушно повторяя все ее повороты, выступы и ус­ тупы, тянулось узкое бетонированное рус­ ло. Громадский опустил в него ногу, и рез­ вая водяная струя, ударившись о голенище резинового сапога, рассыпалась сверкаю­ щим веером. — Со всех штреков по пятьсот кубов в сутки,— сказал он, убирая ногу.— Почти вторая Кондома. Струятся теперь многочисленные притоки этой подземной Кондомы по бетонирован­ ным руслам, никому не мешая, не причи­ няя забот, и не знают отныне горняки, что такое лужи и слякоть под ногами. А ведь три года назад, когда затеяли войну с на­ доевшей всем сыростью, пришлось выдер­ жать другую войну — со скептиками, с бли­ зорукими скопидомами, что кинулись под­ считывать расходы на цемент, на рабочую силу.... — Или вот с трапами этими,— притоп­ нул Громадский каблуком по бетонному тротуару (почему-то горняки, подражая флотскому люду, именуют тротуары трапа­ ми),— тоже ведь целая баталия была. До 1968 года тротуары в шахте настила­ лись из досок, доски были вечно мокрые, скользкие, да и быстро изнашивались, ло­ мались, то и дело приходилось эти насти­ лы подновлять, а то и заменять целиком. Кроме гого, под тротуарами были прокопа­ ны канавы для тех самых притоков под­ земной Кондомы, и когда случались зато­ ры (увы, такое не было редкостью), вода растекалась по всему штреку, а чтобы най­ ти и ликвидировать затор, приходилось выламывать доски порою в нескольких звеньях. — Теперь мы ни с грунтовыми водами, ни с трапами горя не знаем,— с удовлет­ ворением подытожил Громадский.— Что же касается затрат на цемент, на рабочую си­ лу, все давно окупилось за счет средств, выделявшихся на ремонт деревянных трапов. — А что ты о рельсах умалчиваешь, Ве­ нициан Иванович? — сказал вдруг Бого­ дяш, внимательно приглядываясь к рельсо­ вой колее.— Я смотрю, тут прямо Транс­ сибирская магистраль проложена. — Так то когда было-то? — отмахнулся директор рудника.— Это же еще в шесть­ десят пятом... — Ничего, поделись опытом! Громадский вздохнул с покорным видом, и, шагая по междупутью впереди группы, принялся рассказывать о рельсовой эпо­ пее. До 1965 года на всех 38 километрах подземной транспортной сети были уложе­ ны, как и повсюду в шахтах, облегченные рельсы. В старину по таким конки курси­ ровали, а в наше время их применяют, по­ мимо шахт, разве что на детских желез­ ных дорогах. Но надо отдать должное, они исправно несли службу, пока подземные поезда формировались из небольших вагон­ чиков. Однако рост добычи руды потребо­ вал резкого повышения грузоподъемности подвижного состава. Сейчас под землей курсируют вагоны, вес которых достигает после погрузки двадцати тонн. В результа­ те маломощные рельсы стали часто ломать­ ся, рудные маршруты то и дело терпели крушения. Конечно, эти крушения никак не уподо­ бить катастрофам, которые постигают по­ рою на железнодорожных магистралях по­ езда, мчащиеся со 100-километровой ско­ ростью. Однако для горняков и обычный сход с рельсов неторопко ползущего под землею рудного состава отнюдь не ма- \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2