Сибирские огни, 1974, №2
ПОСЛЕДНИЙ КОСТЕР ГРИГОРИЯ ФЕДОСЕЕВА 147 всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти ее там, куда не проникал ни один человек на свете. Теперь мы связаны друг с другом с самого полуд ня. И некому помочь ни ей, ни мне...» А вот Улукиткан уже в последние дни своей жизни, в последний раз выходит на охоту, преследует кем-то подраненного со хатого, случайно им обнаруженного. Идет и думает: «Надо же было тебе ло мать тальник так неосторожно, иначе не свела бы меня судьба с тобою. Теперь мы идем одной тропою, будто связанные одним ремнем. И с нами смерть рядом. Кого же из нас она настигнет, свалит? Ты можешь рассчитывать только на себя. И я тоже. У тебя раны, а у меня старость. Тебе надо уйти, а мне догнать. Нам обоим одинаково трудно»... Но и в этом обоюдно тяжелом для чело века и зверя единоборстве, в почти безна дежном положении Улукиткан не ощущает того безысходного одиночества, отрешен ности, какими в большей мере, чем схват кой с меч-рыбой и акулами, изнурен и обес силен Старик. Наоборот, и в этом состоя нии Улукиткан озабочен и движим пусть очень непритязательными житейскими же ланиями, связью с людьми: «А рога (пре следуемого сохатого.— А. С.) подарю шко ле, пусть останется память обо мне. А то и вправду скажут, что Улукиткан стар, не справился с добычей». Так же, как и Старик, он не вышел побе дителем в единоборстве с сохатым, «не справился с добычей», но Улукиткан до по следнего своего дыхания неразрывно, род ственно связан с жизнью, с людьми, сохра няет безграничную свою любовь к окружаю щей природе, ко всему живому. «Исповедь у последнего костра» — так на звал автор главы из своей последней по вести, опубликованные им еще при жизни в альманахе «Кубань». Это несколько ус ловное, многозначительное заглавие очень точно однако выражало основной, волную щий автора замысел и настрой произведе ния — не только дополнить, углубцть и обо гатить ранее им созданный образ человека, спеть реквием своему любимому герою, но и самому подвести и осмыслить главные итоги своего долгого и трудного пути, соб ственной. жизни, душевного опыта. И, по жалуй, как ни в одной из предыдущих сво их книг, более объемных по жизненному материалу, масштабам места действия и многоликости людских характеров, в этой небольшой, «монографической» повести «Последний костер» (так названа полная ее публикация в «Сибирских огнях», а за тем в «Роман-газете») писателю удалось с предельно концентрированной, эмоциональ ной, психологической силой и философской глубиной раскрыть не только образ Улукит- кана, но выразить самого себя, свои нако пившиеся за долгий путь, давно созревшие и выношенные наблюдения и размышления о жизни и смерти, во многом совпадающие с мировосприятием и опытом героя, думы о вечном и нерасторжимом родстве, взаи мозависимости человека и природы. И не смотря на обилие в повести поистине тра гических, даже страшных в своей предель ной правдивости невзгод и утрат в жизни Улукиткана, потрясаюших финальных стра ниц о его предсмертных муках, в повести живет и постоянно звучит оптимистический и уверенный дух жизнелюбия, убежденно сти, что «смерть меня подождет», что чело век способен преодолеть все, если этого за хочет! Что же так сближает, кровно роднит ав тора и героя, передового русского инжене- ра-изыскателя с одним из «последних моги кан» глухоманного былого, еще далеко не свободным от вековых суеверий, только- только приобщающимся к новому жизнен ному укладу, старым, много пережившим, эвенком-проводником? «Для меня прожитые вместе с ним годы были академией,— говорит автор в после словии к повести.— Старик открыл мне ог ромный мир природы, которую очень любил, научил меня понимать ее. Н о г л а в н ы м д о с т о и н с т в о м Улукиткана была ч е- л о в е ч н о с т ь (выделено, мною.— А. С.), которую он целомудренно пронес через де вяностолетнюю жизнь». Ч е л о в е ч н о с т ь — вот главное досто инство, которое одинаково видели и ценили в людях Улукиткан и Федосеев, как перво основу подлинного великодущия и честно сти, нравственной чистоты и волевой цель ности, доброты и мужества, дружбы и вер ности, самоотверженности И подвига,— че ловечность, делающую людей сильными, стойкими, всемогущими в любых испытани ях и неожиданностях. Вспомните, перечитайте страницы ранней книги Гр. Федосеева «Тропою испытаний», где мы впервые встречаемся с Улукитканом, который внезапно слепнет во время боль шого перехода по тайге, ощупью ведет русского инженера, • не знающего дороги, беспомощного в сложившихся обстоятель ствах, через дебри, мари, горные потоки, находит выход из самых опасных, кажется, безнадежных положений, движимый одним самоотверженным желанием, отчетливым сознанием своего долга проводника, хозяи на тайги,— во что бы то ни стало выручить, вывести целиком зависящего от него спут ника к людям, в обжитые места. В «Последнем костре», в главе «Случай на Худоркане», заставляющей по силе изоб разительной, психологической выразитель ности снова припоминать хемингуэевскую повесть, описан почти аналогичный, но еще более трагический случай, когда Улукиткан ценою нечеловеческих усилий, невероятного напряжения воли, спасает, от верной гибели инженера Арсена Виноградова. Когда смер тельная опасность была уже позади, меж ду ними происходит такой разговор: Только ты мог спасти меня! — чуть не плача, произнес Арсен. — И другой на моем месте сделал бы то же. Так велит завет наших предков, так должны делать все,— просто ответил старик. — Как тебе удалось спастись от сту ж и ?— спросил Виноградов. — Ты помог. — При чем тут я? ю*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2