Сибирские огни, 1974, №1

ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ 57 этому приходилось из общежития выбегать с изрядным запасом време­ ни, чтобы перекрыть возможные транспортные неувязки. Система производственного обучения была простой и весьма ра­ зумной. Работали группами. В каждой группе старшим студент треть­ его курса. У него под началом четверо-пятеро первокурсников и второ­ курсников. Группа получала на сырьевом складе партию сырых шкур и обрабатывала ее по всем процессам технологического цикла, вплоть до выхода готовой продукции. Первокурсникам отводилась самая чер­ ная работа: подвезти сырье, загрузить в чан, выгрузить из чана и т. п. Называлось это «поднять и бросить». На долю второкурсников остава­ лись работы, требующие производственной квалификации как ручные, так и машинные. Старший группы составлял рецептуру обработки, де­ лал по ходу процесса необходимые анализы в заводской лаборатории, словом, исполнял обязанности мастера и лаборанта. Помимо наглядности обучения, был у системы и еще один плюс. И немаловажный. Заработанные на заводе деньги служили серьезным подспорьем к стипендии, которая была смехотворно малой (у первокурс­ ников всего шесть рублей). Первый месяц обучения в политехникуме был, пожалуй, самым трудным месяцем в Петиной жизни. Работа на кожзаводе была ему явно не по силам. Особенно трудно было вытаскивать из чана длинными кле­ щами, набухшие в воде или в зольной жидкости, тяжелые шкуры. Сце­ пив зубы, Петя тащил их одну за другой, больше всего страшась, как бы кто из ребят не заметил, что он уже выбивается из сил. Конечно, з а ­ мечали. И не раз наблюдавший за работой старший группы подзывал Петю и посылал его или на склад, или принести градусник, или еще за каким-нибудь делом. Уходя с завода, Петя едва переставлял ноги, и каждый раз думал, что на завтрашний день его уже не хватит. Спасало лишь то, что он поч­ ти не тратил времени на домашние занятия, выручала завидная память. И Петя, добравшись до общежития и наскоро перекусив, тут же зав али ­ вался на койку и спал, как сурок, набираясь сил на следующий трудо­ вой день. Да еще подошла новая беда. Кончились деньги. Отпуская в Казань, отец дал Пете десять рублей. Не считая того, что заплатил возчику. Отдавая десятку, сказал: — Не поступишь никуда, хватит на обратную дорогу. Поступишь, напиши. Еще пошлем. Петя написал письмо и спокойно ждал, зная, что отец своему слову хозяин. Однако прошел целый месяц, десятка кончилась, а обещанные день­ ги не приходили. Напоминать отцу Петя не стал. В семье это было не при­ нято. К тому же Петя рассчитывал на стипендию. Но оказалось, что пер­ вокурсникам стипендию выдают только со второго месяца (первый на отсев) и то в конце его. И вот настал день, когда Петя лег спать на пу­ стой желудок. Оставалось у него несколько копеек — поберег на трам ­ вай. Дня три перебивался, занимая по гривеннику, по пятиалтынному у ребят. И тут подоспела первая получка на заводе. Эти два рубля сорок копеек Петя запомнил на всю жизнь. Никогда, ни до того, ни после, не радовался он так деньгам. И распорядился ими так разумно и расчет­ ливо, как ни разу потом в дальнейшем. Отдал долги, узнал точно, како­ го числа будет стипендия, и вычислил, что на день ему приходится по двадцать копеек. Распределил их так: девять копеек на трамвай (три конца по три копейки), десять на харчи: полтора фунта ржаного хле­ ба — шесть копеек и четыре кусочка пиленого сахара — по копейке кусо­ чек. Кипяток бесплатно и по потребности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2