Сибирские огни, 1974, №1
ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ 41 стояли на учете в ячейке другой школы). Петя сразу же подал заявление. Перед собранием ужасно волновался. Как оказалось, напрасно. Вскоре Петя получил общественную нагрузку. Его выбрали секре тарем учкома школы. На его обязанности было ведение протоколов з а седаний. Петя очень гордился избранием на столь ответственный пост и прилагал все силы, чтобы как можно лучше оправдать оказанное ему до верие. У него сохранилась одна из бухгалтерских книг, подаренных ста рухой Копровой. Теперь он без колебаний пожертвовал книгу на об щее дело. На обложке Петя вывел аккуратно: «Книга протоколов», а все стра ницы книги разделил синими вертикальными линиями на две части. Л е в а я — широкая — предназначалась для записи того, о чем СЛУШАЛИ , п р а в а я— у з к а я— для того, что ПОСТАНОВИЛИ. На заседаниях Петя вел черновые записи, а потом, уже дома, пере писывал начисто в книгу протоколов. Так как заседали часто и подолгу, а Петя записывал все речи очень обстоятельно и подробно, то все эти СЛУШАЛИ-ПОСТАНОВИЛИ стали отнимать у него очень много времени. И если бы не редкостная Петина память, ходить бы ему в отстающих учениках, тем более, что не только учкомовским протоколам приходилось уделять время. Были еще дела, и дела куда более важные. Комсомол помогал ре шать важнейшую государственную задачу — ликвидацию неграмотности. Неграмотных и малограмотных людей, даж е и в городах, тогда было' очень много. Комсомольцы приняли обязательство: каждый должен об учить одного неграмотного. Петю «прикрепили» к пожилой женщине, которая работала уборщи цей и рассыльной в каком-то учреждении, расположенном неподалеку от школы. Сперва Степановна учиться отказалась наотрез. — Я, соколик, за день-то набегаюсь по городу, а как все уйдут из конторы, прибрать, да подмести во всех комнатах, да в коридоре полы вымыть, дак к вечеру ног не слышу. Какое уж тут ученье?.. Д а и на што оно мне?..— и добавила, добродушно усмехаясь: — Нешто в начальники поставят... Петя, как мог, пытался убедить ее в пользе грамоты. Отчаявшись, привел последний довод: — Обязательство мы взяли, Василиса Степановна. Как же я те перь?.. Все выполнят, а я не выполню... — Господи! Вот беда-то, право...— опечалилась женщина.— Чего ж теперь делать-то?.. Станем, однако, учиться, коли уж так надо. Токо в субботу не приходи, по всей конторе полы мою. А в праздник к обедне хожу, тоже не приходи. Училась Степановна старательно. Не хотела подводить своего учите ля, к которому относилась с поистине материнской теплотой. Она была вдовая, одинокая, а Петя, к тому же,— как она рассказала ему,— очень похож был на ее сына, умершего в голодном двадцатом году. — Восемнадцатый годок уж пошел бы теперь ему. Кормилец был бы. Не маялась бы эдак-то одна... А шибко похож был на тебя, соколик. Такой же рыженький, с веснушечками... И такой же добрый да ласко вый был... Весной специальная комиссия отдела народного образования прини мала экзамен у всех обучившихся грамоте, и тем, кто выучился хотя бы кое-как читать и разборчиво подписать свою фамилию, выдавала справ ки о ликвидации их неграмотности. Степановна сдала экзамен более чем успешно, и комиссия похвалила и ее, и Петю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2