Сибирские огни, 1974, №1

ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ 41 стояли на учете в ячейке другой школы). Петя сразу же подал заявление. Перед собранием ужасно волновался. Как оказалось, напрасно. Вскоре Петя получил общественную нагрузку. Его выбрали секре­ тарем учкома школы. На его обязанности было ведение протоколов з а ­ седаний. Петя очень гордился избранием на столь ответственный пост и прилагал все силы, чтобы как можно лучше оправдать оказанное ему до ­ верие. У него сохранилась одна из бухгалтерских книг, подаренных ста­ рухой Копровой. Теперь он без колебаний пожертвовал книгу на об­ щее дело. На обложке Петя вывел аккуратно: «Книга протоколов», а все стра­ ницы книги разделил синими вертикальными линиями на две части. Л е ­ в а я — широкая — предназначалась для записи того, о чем СЛУШАЛИ , п р а в а я— у з к а я— для того, что ПОСТАНОВИЛИ. На заседаниях Петя вел черновые записи, а потом, уже дома, пере­ писывал начисто в книгу протоколов. Так как заседали часто и подолгу, а Петя записывал все речи очень обстоятельно и подробно, то все эти СЛУШАЛИ-ПОСТАНОВИЛИ стали отнимать у него очень много времени. И если бы не редкостная Петина память, ходить бы ему в отстающих учениках, тем более, что не только учкомовским протоколам приходилось уделять время. Были еще дела, и дела куда более важные. Комсомол помогал ре­ шать важнейшую государственную задачу — ликвидацию неграмотности. Неграмотных и малограмотных людей, даж е и в городах, тогда было' очень много. Комсомольцы приняли обязательство: каждый должен об­ учить одного неграмотного. Петю «прикрепили» к пожилой женщине, которая работала уборщи­ цей и рассыльной в каком-то учреждении, расположенном неподалеку от школы. Сперва Степановна учиться отказалась наотрез. — Я, соколик, за день-то набегаюсь по городу, а как все уйдут из конторы, прибрать, да подмести во всех комнатах, да в коридоре полы вымыть, дак к вечеру ног не слышу. Какое уж тут ученье?.. Д а и на што оно мне?..— и добавила, добродушно усмехаясь: — Нешто в начальники поставят... Петя, как мог, пытался убедить ее в пользе грамоты. Отчаявшись, привел последний довод: — Обязательство мы взяли, Василиса Степановна. Как же я те­ перь?.. Все выполнят, а я не выполню... — Господи! Вот беда-то, право...— опечалилась женщина.— Чего ж теперь делать-то?.. Станем, однако, учиться, коли уж так надо. Токо в субботу не приходи, по всей конторе полы мою. А в праздник к обедне хожу, тоже не приходи. Училась Степановна старательно. Не хотела подводить своего учите­ ля, к которому относилась с поистине материнской теплотой. Она была вдовая, одинокая, а Петя, к тому же,— как она рассказала ему,— очень похож был на ее сына, умершего в голодном двадцатом году. — Восемнадцатый годок уж пошел бы теперь ему. Кормилец был бы. Не маялась бы эдак-то одна... А шибко похож был на тебя, соколик. Такой же рыженький, с веснушечками... И такой же добрый да ласко ­ вый был... Весной специальная комиссия отдела народного образования прини­ мала экзамен у всех обучившихся грамоте, и тем, кто выучился хотя бы кое-как читать и разборчиво подписать свою фамилию, выдавала справ­ ки о ликвидации их неграмотности. Степановна сдала экзамен более чем успешно, и комиссия похвалила и ее, и Петю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2