Сибирские огни, 1974, №1

ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ 39 — Девятнадцатый век! — произносил он мягким, чуть надтреснутым голосом.— Удивительный век! Не знаю еще, чем ознаменует себя в лите­ ратуре век нынешний, хотя есть уже весьма и весьма приметные имена. Но девятнадцатый век, это недосягаемая пока вершина. Пушкин, Л ер ­ монтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов, Толстой! Возьмите Европу —Б альзак , Флобер, Стендаль, Гюго, Диккенс, Гейне! Америку — Лонг­ фелло, М арк Твен! Все это надо знать. Без этого человек не может быть человеком!.. Григорий Михайлович приохотил всех к чтению. Приносил и давал ученикам на дом книги из личной своей библиотеки. Когда выяснил, что Пете девятнадцатый век основательно знаком, стал давать ему книги со­ временников. От него получил Петя «Необычайные похождения Хулио Хуренито». Впрочем, Петя хорошо запомнил, что крайний скептицизм Ильи Оренбурга Григорий Михайлович не одобрял. — Великий писатель — всегда человек своего времени и всегда сын своего народа,—-говорил Григорий Михайлович.— Великий писатель не может не любить свою родину, не может не гордиться своим нарюдом. Вспомните, у Сенкевича даж е старый пьяница пан Заглоба совершает удивительные подвиги во славу Отчизны!.. Вспоминая потом этот удивительный год, Петя поражался, как х в а ­ тало времени на все. Учились серьезно (не взирая на все соблазны «даль- тон-плана»), много читали, были не взрослее своих лет и отдавали дань всему, присущему первым годам юности, и еще ухитрялись вести так на­ зываемую общественную работу. И увлекались этой «работой» взахлеб. Общественная жизнь била в школе ключом. И здавали рукописный литературный ж урнал ,— Петя был одним из его редакторов. Устраива­ лись обсуждения и диспуты, зачастую непосильные по теме (так, напри­ мер, на одном из диспутов Петя выступал с докладом «Дарвинизм и м аркси зм»). Но больше всего увлекались «Синей блузой». Она в те годы получи­ ла широкое распространение. Суть ее наиболее точно выраж алась опре­ делением — живая газета. Каждый выпуск живой газеты, то есть каждое представление «Синей блузы», состояло из нескольких самостоятельных сцен или номеров программы. Первый номер обычно посвящался^ между­ народным событиям, дальше следовал номер на темы внутренней жизни, большей частью какая-нибудь сатирическая сценка, бичующая нэпманов, кулаков или растратчиков, затем антирелигиозная сценка, высмеиваю­ щая алчных священнослужителей и доверчивых прихожан, и заверш а­ лось все частушками на «местные темы», которые сочинялись самими участниками представления. «Синяя блуза» была чем-то сродни античному театру. Она так же прямо обращ алась к зрителям и с ходу устанавливала с ним контакт. Основным глаш атаем истины был хор. Хористы, одетые в синие блузы, выстраивались в глубине сцены и комментировали все, происходящее на авансцене, где выступали солисты, исполнявшие те или иные роли. В от­ личие от хора, солисты вместо синих блуз были одеты в костюмы, соот­ ветствующие их социальному положению. Чемберлену и вообще любому капиталисту полагался фрак и цилиндр, рабочему комбинезон и ф ар ­ тук, крестьянину — длинная рубаха, онучи и лапти. Пете надолго запомнилось, как неуютно он себя чувствовал первый раз во фраке, исполняя почти бессловесную роль лакея (лакею , так же как и капиталисту, полагался ф р ак ). Лакею надлежало быть растороп ным и передвигаться по сцене преимущественно бегом, ласточкин хвост развевался на бегу, сковывал и отвлекал внимание, мешая сосредото­ читься на роли. Но Петя подслушал разговор девчонок, они находили, что ф рак ему очень идет. После этого Петя примирился с ласточкиным хвостом и охотно соглаш ался исполнять любые классово чуждые роли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2