Сибирские огни, 1974, №1
ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ 39 — Девятнадцатый век! — произносил он мягким, чуть надтреснутым голосом.— Удивительный век! Не знаю еще, чем ознаменует себя в лите ратуре век нынешний, хотя есть уже весьма и весьма приметные имена. Но девятнадцатый век, это недосягаемая пока вершина. Пушкин, Л ер монтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов, Толстой! Возьмите Европу —Б альзак , Флобер, Стендаль, Гюго, Диккенс, Гейне! Америку — Лонг фелло, М арк Твен! Все это надо знать. Без этого человек не может быть человеком!.. Григорий Михайлович приохотил всех к чтению. Приносил и давал ученикам на дом книги из личной своей библиотеки. Когда выяснил, что Пете девятнадцатый век основательно знаком, стал давать ему книги со временников. От него получил Петя «Необычайные похождения Хулио Хуренито». Впрочем, Петя хорошо запомнил, что крайний скептицизм Ильи Оренбурга Григорий Михайлович не одобрял. — Великий писатель — всегда человек своего времени и всегда сын своего народа,—-говорил Григорий Михайлович.— Великий писатель не может не любить свою родину, не может не гордиться своим нарюдом. Вспомните, у Сенкевича даж е старый пьяница пан Заглоба совершает удивительные подвиги во славу Отчизны!.. Вспоминая потом этот удивительный год, Петя поражался, как х в а тало времени на все. Учились серьезно (не взирая на все соблазны «даль- тон-плана»), много читали, были не взрослее своих лет и отдавали дань всему, присущему первым годам юности, и еще ухитрялись вести так на зываемую общественную работу. И увлекались этой «работой» взахлеб. Общественная жизнь била в школе ключом. И здавали рукописный литературный ж урнал ,— Петя был одним из его редакторов. Устраива лись обсуждения и диспуты, зачастую непосильные по теме (так, напри мер, на одном из диспутов Петя выступал с докладом «Дарвинизм и м аркси зм»). Но больше всего увлекались «Синей блузой». Она в те годы получи ла широкое распространение. Суть ее наиболее точно выраж алась опре делением — живая газета. Каждый выпуск живой газеты, то есть каждое представление «Синей блузы», состояло из нескольких самостоятельных сцен или номеров программы. Первый номер обычно посвящался^ между народным событиям, дальше следовал номер на темы внутренней жизни, большей частью какая-нибудь сатирическая сценка, бичующая нэпманов, кулаков или растратчиков, затем антирелигиозная сценка, высмеиваю щая алчных священнослужителей и доверчивых прихожан, и заверш а лось все частушками на «местные темы», которые сочинялись самими участниками представления. «Синяя блуза» была чем-то сродни античному театру. Она так же прямо обращ алась к зрителям и с ходу устанавливала с ним контакт. Основным глаш атаем истины был хор. Хористы, одетые в синие блузы, выстраивались в глубине сцены и комментировали все, происходящее на авансцене, где выступали солисты, исполнявшие те или иные роли. В от личие от хора, солисты вместо синих блуз были одеты в костюмы, соот ветствующие их социальному положению. Чемберлену и вообще любому капиталисту полагался фрак и цилиндр, рабочему комбинезон и ф ар тук, крестьянину — длинная рубаха, онучи и лапти. Пете надолго запомнилось, как неуютно он себя чувствовал первый раз во фраке, исполняя почти бессловесную роль лакея (лакею , так же как и капиталисту, полагался ф р ак ). Лакею надлежало быть растороп ным и передвигаться по сцене преимущественно бегом, ласточкин хвост развевался на бегу, сковывал и отвлекал внимание, мешая сосредото читься на роли. Но Петя подслушал разговор девчонок, они находили, что ф рак ему очень идет. После этого Петя примирился с ласточкиным хвостом и охотно соглаш ался исполнять любые классово чуждые роли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2