Сибирские огни, 1974, №1

38 ФРАНЦ ТАУРИН 7 В выпускном девятом классе было всего двенадцать учеников. Все девятиклассники были детьми состоятельных родителей: известных в городе врачей, инженеров, учителей. Петя и его приятель Ваня Спири­ донов выделялись среди них своей скромной одеждой и неухоженным видом. Но, к чести класса, это никак не сказывалось на отношении к ним остальных. Школа, в которой учился Петя, называлась показательной. Веро­ ятно, потому, что в ней преподавание велось по особому методу. К а­ жется, это называлось «дальтон-план». Суть его сводилась к следующе­ му: уроки готовили сообща, группами по пять-шесть человек. Один из входивших в группу учеников считался старшим и нес ответственность за всю группу. Он определял, кто из группы должен отчитаться на уро­ ке за выполнение домашнего задания. Чаще всего отчитывался на уро­ ках сам старший. В девятом классе было две группы. В одной старшим состоял Петя, в другой — Ваня Спиридонов. Впрочем, не все учителя признали и приняли новый метод. Реши­ тельно отвергал его преподаватель математики Петр Павлович. — На моих уроках никаких фокусов! — строго предупредил он в первый же день нового учебного года. — Моя обязанность — обучить математике каждого из вас. Каждого!.. И я обязанность свою испол­ ню. Тот, кто закончит девятый класс, математику в объеме средней школы будет знать. Петр Павлыч был невысок ростом, очень подвижной, стройный и изящный. Медальный профиль, темные волнистые волосы, темные бле­ стящие, чуть на выкате глаза. Ученики его очень любили и уважали , хотя и знали хорошо его сл а ­ бость— пристрастие к спиртному,—-за что и дали ему ласковое прозви­ ще «Литр Павлыч». На первый взгляд, непонятным казалось, чем вызвал Петр Павлыч такую к себе любовь. Он был беспощадно требователен. И чрезмерно строг в оценках. Но зато он был безупречно справедлив. Не было случая, чтобы он завысил оценку любимому ученику или занизил ученику, чем- либо вызвавшему его неудовольствие. К Петру Павлычу всегда можно было обратиться с вопросом, и он не отпускал ученика, пока не убеждал ­ ся, что тот понял его. Больше того, учеников, менее способных и потому отстающих, он оставлял после уроков, специально для этого приходя в школу, и занимался с ними часами. На классных письменных работах он каждому (каждому из двенадцати!) давал свою задачу, отыскивая их в каких-то старинных учебниках,— чтобы отучить от малодушной привыч­ ки прибегать к чужой помощи,— хотя легко понять, каких трудов стоила ему проверка тетрадей после каждой классной работы. Петр Павлыч сдержал свое обещание. Все его ученики, окончив шко­ лу, математику знали. Будучи беспристрастным, Петр Павлыч бесстрастным отнюдь не был. Способными учениками он гордился и любил их. Но проявлялось это разве только что в его взгляде да еще в том, что им он всегда отбирал особо трудные и сложные задачи. Пете и Ване Спиридонову доставались именно такие задачи. И, когда трудная задача решалась успешно, да еще и быстро, Петр Павлыч радовался, как ребенок. Кроме Петра Павлыча, светлую память сохранил Петя о заведую ­ щем школой Григории Михайловиче, преподававшем русскую литерату­ ру. Григорий Михайлович считал себя потомком запорожских казаков. Был он высокий, сухощавый, уже в годах, голову стриг под машинку и носил длинные усы со свисающими вниз концами. Ходил в наглухо з а ­ стегнутом френче защитного цвета и темных брюках, заправленных в вы­ сокие сапоги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2