Сибирские огни, 1974, №1
38 ФРАНЦ ТАУРИН 7 В выпускном девятом классе было всего двенадцать учеников. Все девятиклассники были детьми состоятельных родителей: известных в городе врачей, инженеров, учителей. Петя и его приятель Ваня Спири донов выделялись среди них своей скромной одеждой и неухоженным видом. Но, к чести класса, это никак не сказывалось на отношении к ним остальных. Школа, в которой учился Петя, называлась показательной. Веро ятно, потому, что в ней преподавание велось по особому методу. К а жется, это называлось «дальтон-план». Суть его сводилась к следующе му: уроки готовили сообща, группами по пять-шесть человек. Один из входивших в группу учеников считался старшим и нес ответственность за всю группу. Он определял, кто из группы должен отчитаться на уро ке за выполнение домашнего задания. Чаще всего отчитывался на уро ках сам старший. В девятом классе было две группы. В одной старшим состоял Петя, в другой — Ваня Спиридонов. Впрочем, не все учителя признали и приняли новый метод. Реши тельно отвергал его преподаватель математики Петр Павлович. — На моих уроках никаких фокусов! — строго предупредил он в первый же день нового учебного года. — Моя обязанность — обучить математике каждого из вас. Каждого!.. И я обязанность свою испол ню. Тот, кто закончит девятый класс, математику в объеме средней школы будет знать. Петр Павлыч был невысок ростом, очень подвижной, стройный и изящный. Медальный профиль, темные волнистые волосы, темные бле стящие, чуть на выкате глаза. Ученики его очень любили и уважали , хотя и знали хорошо его сл а бость— пристрастие к спиртному,—-за что и дали ему ласковое прозви ще «Литр Павлыч». На первый взгляд, непонятным казалось, чем вызвал Петр Павлыч такую к себе любовь. Он был беспощадно требователен. И чрезмерно строг в оценках. Но зато он был безупречно справедлив. Не было случая, чтобы он завысил оценку любимому ученику или занизил ученику, чем- либо вызвавшему его неудовольствие. К Петру Павлычу всегда можно было обратиться с вопросом, и он не отпускал ученика, пока не убеждал ся, что тот понял его. Больше того, учеников, менее способных и потому отстающих, он оставлял после уроков, специально для этого приходя в школу, и занимался с ними часами. На классных письменных работах он каждому (каждому из двенадцати!) давал свою задачу, отыскивая их в каких-то старинных учебниках,— чтобы отучить от малодушной привыч ки прибегать к чужой помощи,— хотя легко понять, каких трудов стоила ему проверка тетрадей после каждой классной работы. Петр Павлыч сдержал свое обещание. Все его ученики, окончив шко лу, математику знали. Будучи беспристрастным, Петр Павлыч бесстрастным отнюдь не был. Способными учениками он гордился и любил их. Но проявлялось это разве только что в его взгляде да еще в том, что им он всегда отбирал особо трудные и сложные задачи. Пете и Ване Спиридонову доставались именно такие задачи. И, когда трудная задача решалась успешно, да еще и быстро, Петр Павлыч радовался, как ребенок. Кроме Петра Павлыча, светлую память сохранил Петя о заведую щем школой Григории Михайловиче, преподававшем русскую литерату ру. Григорий Михайлович считал себя потомком запорожских казаков. Был он высокий, сухощавый, уже в годах, голову стриг под машинку и носил длинные усы со свисающими вниз концами. Ходил в наглухо з а стегнутом френче защитного цвета и темных брюках, заправленных в вы сокие сапоги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2