Сибирские огни, 1974, №1
ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ 29 ремеслу. Три или четыре часа в день отводится на классные занятия по программе средней школы. И, закончив профтехшколу, можно посту пить в восьмой класс. Д аж е, кажется, без экзамена. — Чего же лучше искать? — сказал отец.—Будет стремление, пой дет в школу второй ступени. А ремесло никогда не лишнее. И учиться дальше легче, когда при себе надежный кусок хлеба. — Р азве не можем мы дать ему этот кусок хлеба, пока он будет учиться? — упрекнула мать отца. — Пустой разговор! — рассердился отец. — Разве в куске хлеба дело? Другой-то школы нет!.. Отец был прав: действительно, спорить не о чем. На другой день, оставив мельницу на попечение матери, отец от правился в волостное село. Перед уходом осмотрел тщательно весь постав, смазал подпятник и главные шестерни, засыпал в ковш два мешка зерна и сказал матери: — Зерно все в ковше не смалывай, подсыпай вовремя. Вдвоем уп равитесь. Взял с полки кусок мела и пометил крестом мешки, которые надо смолоть. Скрипело наливное колесо, дробным рокотом перестукивались ше стерни, натужно гудели жернова, в сумасшедшей дрожи колотился з а сыпной ковш. Из хоботка его янтарной струйкой текло зерно и растер тое жерновами высыпалось из лотка белой пахучей мукой. Отец, засыпая зерно в ковш, брал с полу пятипудовый мешок, вски дывал его на плечо и спокойно, без натуги, поднимался по крутой ле сенке. Ни матери, ни Пете такое было не под силу. Мать деревянным совком черпала из мешка, насыпала до полови ны ведро и говорила Пете: — Неси! — Ну сыпь же ты, сыпь! — сердился Петя. — Буду я с пустым ведром бегать взад-вперед! Мать, скрывая улыбку, добавляла еще несколько горстей зерна и говорила: — Неси, сынок, неси, устала уж насыпать тебе. Отец вернулся из волости довольный и веселый и сказал, что все устроилось как нельзя лучше: Петю зачислили в третий класс, что со ответствовало шестому классу второй ступени (так объяснили ему учи теля), и, таким образом, ни одного года у Пети не пропадало. \ — Слава богу, — сказала мать, — учиться хорошо вовремя, смо лоду... К началу занятий мать сшила Пете курточку, перелицевав для этой цели старый отцовский пиджак. Отпаренное и проглаженное сукно выг лядело вполне добротным. Смущал Петю несколько необычный покрой куртки с множеством швов в самых неожиданных местах. Зато у него появились сапоги, первые в жизни, до того Петя ходил в башмаках, а летом — в самодельных постолах из сыромятной кожи, сработанных отцом. Срок обучения в профтехшколе был четырехлетний. Учащиеся двух первых классов обучались плотницкому и столярному ремеслу, старше классники — слесарному и токарному. Петя, по примеру Сани Копрова, отдал предпочтение профессии слесаря. Верстаки им отвели рядом, и это ободрило Петю, он на пер вых порах основательно растерялся в огромном и шумном цехе. Клас сные занятия не обременяли Петю, они с Петром Антоновичем за гл я нули так далеко, что на уроках приходилось, по сути дела, повторять уже пройденное. Совсем иное дело — практические занятия в цехе. Тут все было необычно и поначалу несподручно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2