Сибирские огни, 1974, №1

184 Л. Е. ЭЛИАСОВ гих краеведов и этнографов по изучению духовной культуры этой большой группы русского населения Сибири были неудач­ ными, т. к, ни одному из них не удалось сколько-нибудь полно записать фольклор­ ный репертуар семейских. Тут сказывался религиозный фанатизм некоторой части ста­ роверов; фольклор у них бытовал только тайно, жил «подпольной жизнью», за пение песен семейские строго наказывались мест­ ными уставщиками и начетчиками. Семей­ ские раскрыли свой богатейший репертуар народного поэтического творчества только при Советской власти, когда эта группа н а­ селения перестала преследоваться за рели­ гиозную принадлежность к старообрядче­ ству. И з дореволюционного собрания фольклор­ ного материала следует отметить записи И. Суворова и А. Языкова, И. М айнова и К. Кокоулина. Это, в основном, песни, з а ­ писанные на Илиме. Весьма ценные фольклорные тексты опуб­ ликованы в работах П. Ровинского, М. Ко- стюриной, В. Бертенева, Ф. Кона, М. Крас- ноженовой, В. Гартевельда, П. Городцова. Значительный интерес представляю т публи­ кации сибирских народных песен писателя В. Я- Шишкова, а такж е Н. Протасова, А. Станиловского, Д. Мишарина, И. Чека- нинского, Г. Виноградова, А. Пруссак, Е. Попова и многих других. По одним этим публикациям мы можем судить, что фольк­ лорных материалов записано и опубликова­ но уже немало. За годы Советской власти в Сибири было развернуто плановое собирание и изучение фольклора русского населения. В роли ор­ ганизаторов здесь выступили сибирские от­ делы Географического общества, научно-ис­ следовательские институты, вузы, универси­ теты, дома народного творчества. В районы Сибири систематически направлялись фоль­ клорные экспедиции, отдельные специалисты. К сожалению, все, что было собрано, не всегда учитывалось, и потому не везде со­ хранены записанные богатейшие фольклор­ ные материалы. Только за последние годы стал наводиться порядок в хранении соб­ ранных текстов и отчетов экспедиций. Особенно большая и плодотворная работа по собиранию и исследованию русского фольклора Сибири развернулась после Ве­ ликой Отечественной войны. Только один Бурятский институт общественных наук осуществил десятки фольклорных экспеди­ ций в Приморский, Хабаровский, К раснояр­ ский, Алтайский края, Бурятскую , Тувин­ скую АССР, Амурскую, Читинскую, Иркут­ скую, Томскую, Омскую, Хакасскую, Горно- Алтайскую области. В 1972 г. закончено ис­ следование других областей Западной Си­ бири. Состоялись очень интересные встречи с собирателями фольклора. Так, например, в г. Благовещенске живет А. П. Казаринов, который всю свою жизнь собирает послови­ цы и поговорки. Он передал нам около 20 тысяч текстов пословиц и поговорок, не­ сколько десятков песен периода Великой Отечественной войны. В г. Сучане Примор­ ского края мы встретились с 80-летним ш ах­ тером, большим любителем, собирателем и исполнителем песен Н. Н. Зинченко. Сам он малограмотный, но всю свою долгую жизнь записывал песни и передал свои записи на вечное хранение в Институт общественных наук. В г. Абакане вдова Н. Н. Томилина передала нам большое количество записей, которые ее муж, бывший учитель, сибирал несколько десятков лет. В г. Благовещ енске мы нашли огромный по своим разм ерам ру­ кописный фонд известного краеведа Г. С. Новикова-Даурского. В его рукописях, хр а­ нящихся в Амурском государственном архи­ ве, имеется несколько тысяч текстов произ­ ведений народного поэтического творчества. Все эти огромные записи произведены со­ бирателем на протяжении более 60-ти лет в различных селах Забай калья и в При­ амурье. Нами взята на учет большая часть соб­ ранных фольклорных материалов в отдель­ ных краях и областях Сибири. Эти материа­ лы хранятся в основном в сибирских уни­ верситетах, пединститутах, в домах народ­ ного творчества, в музеях и архивах. Так, например, много записей текстов народных произведений, сделанных А. В. Гуревичем, ныне хранится в Красноярском краевом ар­ хиве, которого еще не касались фольклори­ сты, но который содержит в себе не одну сотню произведений различных ж анров си­ бирского фольклора. Мы взяли такж е на учет фольклорные ма­ териалы, хранящиеся в фольклорном архиве РГО г, Л енинграда. Это одно из богатей­ ших хранилищ рукописей с записями народ­ ных произведений, сделанных в разное время почти во всех районах Сибири. Здесь мы встречаем целые сборники песен, целые соб­ рания отдельных ж анров фольклора. Д л я примера можно привести собрание песен А. Александрова — 115 текстов, М. Алек­ сандрова — 149 текстов, А. Бычкова — 62 текста, А. Шренка — сборник «Песни си­ бирских казаков»; затем идут менее обшир­ ные собрания разных ж анров фольклора А. Гинтовича, М. Устьянцева, А. Френкеля, Н. Э тагарова, А. Савельева и многих дру­ гих. Исключительно большую ценность имеют для нашего «Свода» фольклорные м атериа­ лы, хранящиеся в рукописном отделе И н­ ститута русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Здесь сосредоточены песни, частушки и другие ж анры фольклора, соб­ ранные на протяжении десятков лет М. В. Красноженовой. Здесь ж е хранятся записи фольклорного материала, произве­ денные А. М. Астаховой у семейских в пер­ вые годы Советской власти. Значительный интерес представляю т записи фольклора А. А. Макаренко, не вошедшие в его изда­ ния. Нами учтены и частично скопированы ру­ кописи М. К. Азадовского, хранящиеся в ф ондах библиотеки им. Л енина в Москве. Несколько десятков тысяч произведений устного народного творчества хранится в Рукописном отделе Бурятского филиала СО АН СССР. Н а сегодняшний день это самое богатое хранилище сибирского русского фольклора. Ко всему этому названному фольклорно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2