Сибирские огни, 1974, №1
184 Л. Е. ЭЛИАСОВ гих краеведов и этнографов по изучению духовной культуры этой большой группы русского населения Сибири были неудач ными, т. к, ни одному из них не удалось сколько-нибудь полно записать фольклор ный репертуар семейских. Тут сказывался религиозный фанатизм некоторой части ста роверов; фольклор у них бытовал только тайно, жил «подпольной жизнью», за пение песен семейские строго наказывались мест ными уставщиками и начетчиками. Семей ские раскрыли свой богатейший репертуар народного поэтического творчества только при Советской власти, когда эта группа н а селения перестала преследоваться за рели гиозную принадлежность к старообрядче ству. И з дореволюционного собрания фольклор ного материала следует отметить записи И. Суворова и А. Языкова, И. М айнова и К. Кокоулина. Это, в основном, песни, з а писанные на Илиме. Весьма ценные фольклорные тексты опуб ликованы в работах П. Ровинского, М. Ко- стюриной, В. Бертенева, Ф. Кона, М. Крас- ноженовой, В. Гартевельда, П. Городцова. Значительный интерес представляю т публи кации сибирских народных песен писателя В. Я- Шишкова, а такж е Н. Протасова, А. Станиловского, Д. Мишарина, И. Чека- нинского, Г. Виноградова, А. Пруссак, Е. Попова и многих других. По одним этим публикациям мы можем судить, что фольк лорных материалов записано и опубликова но уже немало. За годы Советской власти в Сибири было развернуто плановое собирание и изучение фольклора русского населения. В роли ор ганизаторов здесь выступили сибирские от делы Географического общества, научно-ис следовательские институты, вузы, универси теты, дома народного творчества. В районы Сибири систематически направлялись фоль клорные экспедиции, отдельные специалисты. К сожалению, все, что было собрано, не всегда учитывалось, и потому не везде со хранены записанные богатейшие фольклор ные материалы. Только за последние годы стал наводиться порядок в хранении соб ранных текстов и отчетов экспедиций. Особенно большая и плодотворная работа по собиранию и исследованию русского фольклора Сибири развернулась после Ве ликой Отечественной войны. Только один Бурятский институт общественных наук осуществил десятки фольклорных экспеди ций в Приморский, Хабаровский, К раснояр ский, Алтайский края, Бурятскую , Тувин скую АССР, Амурскую, Читинскую, Иркут скую, Томскую, Омскую, Хакасскую, Горно- Алтайскую области. В 1972 г. закончено ис следование других областей Западной Си бири. Состоялись очень интересные встречи с собирателями фольклора. Так, например, в г. Благовещенске живет А. П. Казаринов, который всю свою жизнь собирает послови цы и поговорки. Он передал нам около 20 тысяч текстов пословиц и поговорок, не сколько десятков песен периода Великой Отечественной войны. В г. Сучане Примор ского края мы встретились с 80-летним ш ах тером, большим любителем, собирателем и исполнителем песен Н. Н. Зинченко. Сам он малограмотный, но всю свою долгую жизнь записывал песни и передал свои записи на вечное хранение в Институт общественных наук. В г. Абакане вдова Н. Н. Томилина передала нам большое количество записей, которые ее муж, бывший учитель, сибирал несколько десятков лет. В г. Благовещ енске мы нашли огромный по своим разм ерам ру кописный фонд известного краеведа Г. С. Новикова-Даурского. В его рукописях, хр а нящихся в Амурском государственном архи ве, имеется несколько тысяч текстов произ ведений народного поэтического творчества. Все эти огромные записи произведены со бирателем на протяжении более 60-ти лет в различных селах Забай калья и в При амурье. Нами взята на учет большая часть соб ранных фольклорных материалов в отдель ных краях и областях Сибири. Эти материа лы хранятся в основном в сибирских уни верситетах, пединститутах, в домах народ ного творчества, в музеях и архивах. Так, например, много записей текстов народных произведений, сделанных А. В. Гуревичем, ныне хранится в Красноярском краевом ар хиве, которого еще не касались фольклори сты, но который содержит в себе не одну сотню произведений различных ж анров си бирского фольклора. Мы взяли такж е на учет фольклорные ма териалы, хранящиеся в фольклорном архиве РГО г, Л енинграда. Это одно из богатей ших хранилищ рукописей с записями народ ных произведений, сделанных в разное время почти во всех районах Сибири. Здесь мы встречаем целые сборники песен, целые соб рания отдельных ж анров фольклора. Д л я примера можно привести собрание песен А. Александрова — 115 текстов, М. Алек сандрова — 149 текстов, А. Бычкова — 62 текста, А. Шренка — сборник «Песни си бирских казаков»; затем идут менее обшир ные собрания разных ж анров фольклора А. Гинтовича, М. Устьянцева, А. Френкеля, Н. Э тагарова, А. Савельева и многих дру гих. Исключительно большую ценность имеют для нашего «Свода» фольклорные м атериа лы, хранящиеся в рукописном отделе И н ститута русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Здесь сосредоточены песни, частушки и другие ж анры фольклора, соб ранные на протяжении десятков лет М. В. Красноженовой. Здесь ж е хранятся записи фольклорного материала, произве денные А. М. Астаховой у семейских в пер вые годы Советской власти. Значительный интерес представляю т записи фольклора А. А. Макаренко, не вошедшие в его изда ния. Нами учтены и частично скопированы ру кописи М. К. Азадовского, хранящиеся в ф ондах библиотеки им. Л енина в Москве. Несколько десятков тысяч произведений устного народного творчества хранится в Рукописном отделе Бурятского филиала СО АН СССР. Н а сегодняшний день это самое богатое хранилище сибирского русского фольклора. Ко всему этому названному фольклорно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2