Сибирские огни, 1974, №1

СВОД РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА СИБИРИ 183 ми» (по названию деревни Баклаш и около г. Иркутска) В. И. Вагин публикует в «Трудах ВСОРГО» за 1887 г. 78 проголос­ ных, плясовых, хороводных и свадебных песен. Он отмечает такж е рождение новых произведений народной поэзии, «которые несмотря на свое новое происхождение дыш ат чистой поэзией; некоторые име­ ют местный характер»: что касается ста­ рых свадебных песен, то он говорит, что «они сохранились во всей своей чистоте и во всей своей прелести первобытной поэ­ зии». Высоко ценит В. Вагин народные юмористические песни. «Народный юмор,— пишет он,— по-прежнему неистощим и ори­ гинален... он по-прежнему сохраняет свобо­ ду картин и выражений». И з крупных собирателей фольклора кон­ ца прошлого — начала нашего столетия следует назвать некоторых политических ссыльных и, прежде всего, А. А. М акарен­ ко. Он был сослан в Енисейскую губернию в 1894 году и на протяжении почти двух д е­ сятков лет непрерывно собирал и изучал на­ родную поэзию сибиряков. В одной из своих работ он писал, что «песня глубоко вкоренилась в самые недра души населе­ ния: она наипрочными узами сплелась с его праздничными увеселениями, обрядами, игрищами и даж е с работой». В подтверждение своих выводов А. М а­ каренко ссылался на 300 текстов песен, ко­ торые были записаны им и двум я его то­ варищами. Впоследствии А. М акаренко го­ ворил, что в Сибири, в частности — Ени­ сейской губернии, так много песен, что можно без особого труда собрать несколь­ ко томов, при этом он отмечал, что здесь очень хорошо сохранились самые старые русские песни. Он указывал такж е на со­ хранность в Сибири эпической поэзии и при­ вел целый список былин, которые уж е д а в ­ но не бытовали в Европейской части стра­ ны. А. Макаренко явился инициатором перво­ го издания сибирских сказок. В 1902 и 1906 гг. в двух выпусках «Записок Красно­ ярского подотдела ВСОРГО» было опуб­ ликовано больше ста сказок на различ­ ные сюжеты, записанных А. А. М акарен­ ко, EI. А. Андриановой, М. А. Андриановой, A. В. Андриановым, А. В. Жилинской, Г. Н. Потаниным и собранных в Красноярском, Минусинском, Барнаульском, Бийском, Кур­ ганском уездах и в русских селах низовьев Ангары. Фольклорный архив А. А. Макаренко, как и многих других собирателей и исследова­ телей сибирского фольклора, полностью не изучен. В 90-х годах прошлого века большое ко­ личество фольклорного материала собрал B. С. Арефьев. Отбывая административную ссылку в Приангарье, он энергично произ­ водил записи местной народной поэзии. Его собрание фольклорного материала опубли­ ковано в различных периодических издани­ ях Сибири, в основном в 1898— 1902 гг. Особую ценность представляют его работы «Свадьба в Ангарской деревне», «Свадеб­ ные песни Казачинской волости», «Несколь­ ко свадебных («свадьбишных») песен Ми­ нусинского уезда», «Образцы народной сло­ весности», «Приметы, гаданья, колдовство, наговоры и суеверия», «О народных песнях в Сибири». Старинные песни, записанные В. Арефьевым, имеют исключительно боль­ шую научную ценность, во-первых, потому, что они до него никем не записывались, оригинальны по содержанию и арсеналу по­ этических средств; во-вторых, потому, что песни в записи В. Арефьева даются вместе с описанием обрядов, при которых они исполняются; в-третьих, так как мате­ риал отвечает всем требованиям научной записи. Д оказательно говорит В. Арефьев о по­ этическом даровании сибиряков, с большим вкусом и мастерством переделавших песни, принесенные из России. Любопытно зам е­ чание относительно популярности в Сибири произведений классиков литературы. «В си­ бирской деревне, — указывает исследова­ тель, — песни и стихотворения из книг в гораздо большем ходу, чем в России». О т­ сюда многочисленные переделки песен ли­ тературного происхождения. В сибирской фольклористике, как становится ясно те­ перь, народные песни литературного про­ исхождения могут составить солидное собрание. В. Арефьев впервые в сибирской фолькло­ ристике указывал на ценность фольклора рабочих золотых промыслов, весьма распро­ страненного не только среди приискового пролетариата, но и в среде крестьян и го­ родских жителей. Рабочие песни, записан­ ные последующим поколением любителей- собирателей фольклора, затем широко бы­ ли использованы в исторической и худож е­ ственной литературе о Сибири. Сибирская фольклористика развивалась в острой борьбе различных социальных, клас­ совых взглядов на явления фольклора. Это надо учесть в процессе работы над «Сво­ дом». К аж дая из фольклорных школ накап­ ливала материал, позволяющий судить, как он использовался в классовых интересах, в объяснении причин социальных противоре­ чий, особенностей быта и жизни различных сословных групп русского населения Сиби­ ри. С этой точки зрения наиболее интерес­ ными являются материалы, собранные в З а ­ байкалье К- Логиновским, а в Западной Си­ бири — В. Плотниковым. Оба они собрали несколько сот песен, пользовавшихся наи­ большей популярностью у сибирского к аза­ чества. А именно эта значительная по чис­ ленности сословная группа русского населе­ ния Сибири в фольклорном отношении поч­ ти совершенно не была известна науке. М ежду тем, их песни представляют очень большой интерес как по своему тематиче­ скому составу, так и по своим худож ествен­ ным средствам. Изданные в конце прошлого и начале нашего века, эти песни помогли делу дальнейшего собирания казачьего фольклора Сибири. В результате было изда­ но еще несколько сборников, пользовавших­ ся известностью среди казаков и среди кре­ стьян неказачьей части населения. В это же время начались поиски фольк­ лора у семейских старообрядцев. Но энер­ гичные усилия Н. Протасова и многих дру

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2