Сибирские огни, 1974, №1
СВОД РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА СИБИРИ 183 ми» (по названию деревни Баклаш и около г. Иркутска) В. И. Вагин публикует в «Трудах ВСОРГО» за 1887 г. 78 проголос ных, плясовых, хороводных и свадебных песен. Он отмечает такж е рождение новых произведений народной поэзии, «которые несмотря на свое новое происхождение дыш ат чистой поэзией; некоторые име ют местный характер»: что касается ста рых свадебных песен, то он говорит, что «они сохранились во всей своей чистоте и во всей своей прелести первобытной поэ зии». Высоко ценит В. Вагин народные юмористические песни. «Народный юмор,— пишет он,— по-прежнему неистощим и ори гинален... он по-прежнему сохраняет свобо ду картин и выражений». И з крупных собирателей фольклора кон ца прошлого — начала нашего столетия следует назвать некоторых политических ссыльных и, прежде всего, А. А. М акарен ко. Он был сослан в Енисейскую губернию в 1894 году и на протяжении почти двух д е сятков лет непрерывно собирал и изучал на родную поэзию сибиряков. В одной из своих работ он писал, что «песня глубоко вкоренилась в самые недра души населе ния: она наипрочными узами сплелась с его праздничными увеселениями, обрядами, игрищами и даж е с работой». В подтверждение своих выводов А. М а каренко ссылался на 300 текстов песен, ко торые были записаны им и двум я его то варищами. Впоследствии А. М акаренко го ворил, что в Сибири, в частности — Ени сейской губернии, так много песен, что можно без особого труда собрать несколь ко томов, при этом он отмечал, что здесь очень хорошо сохранились самые старые русские песни. Он указывал такж е на со хранность в Сибири эпической поэзии и при вел целый список былин, которые уж е д а в но не бытовали в Европейской части стра ны. А. Макаренко явился инициатором перво го издания сибирских сказок. В 1902 и 1906 гг. в двух выпусках «Записок Красно ярского подотдела ВСОРГО» было опуб ликовано больше ста сказок на различ ные сюжеты, записанных А. А. М акарен ко, EI. А. Андриановой, М. А. Андриановой, A. В. Андриановым, А. В. Жилинской, Г. Н. Потаниным и собранных в Красноярском, Минусинском, Барнаульском, Бийском, Кур ганском уездах и в русских селах низовьев Ангары. Фольклорный архив А. А. Макаренко, как и многих других собирателей и исследова телей сибирского фольклора, полностью не изучен. В 90-х годах прошлого века большое ко личество фольклорного материала собрал B. С. Арефьев. Отбывая административную ссылку в Приангарье, он энергично произ водил записи местной народной поэзии. Его собрание фольклорного материала опубли ковано в различных периодических издани ях Сибири, в основном в 1898— 1902 гг. Особую ценность представляют его работы «Свадьба в Ангарской деревне», «Свадеб ные песни Казачинской волости», «Несколь ко свадебных («свадьбишных») песен Ми нусинского уезда», «Образцы народной сло весности», «Приметы, гаданья, колдовство, наговоры и суеверия», «О народных песнях в Сибири». Старинные песни, записанные В. Арефьевым, имеют исключительно боль шую научную ценность, во-первых, потому, что они до него никем не записывались, оригинальны по содержанию и арсеналу по этических средств; во-вторых, потому, что песни в записи В. Арефьева даются вместе с описанием обрядов, при которых они исполняются; в-третьих, так как мате риал отвечает всем требованиям научной записи. Д оказательно говорит В. Арефьев о по этическом даровании сибиряков, с большим вкусом и мастерством переделавших песни, принесенные из России. Любопытно зам е чание относительно популярности в Сибири произведений классиков литературы. «В си бирской деревне, — указывает исследова тель, — песни и стихотворения из книг в гораздо большем ходу, чем в России». О т сюда многочисленные переделки песен ли тературного происхождения. В сибирской фольклористике, как становится ясно те перь, народные песни литературного про исхождения могут составить солидное собрание. В. Арефьев впервые в сибирской фолькло ристике указывал на ценность фольклора рабочих золотых промыслов, весьма распро страненного не только среди приискового пролетариата, но и в среде крестьян и го родских жителей. Рабочие песни, записан ные последующим поколением любителей- собирателей фольклора, затем широко бы ли использованы в исторической и худож е ственной литературе о Сибири. Сибирская фольклористика развивалась в острой борьбе различных социальных, клас совых взглядов на явления фольклора. Это надо учесть в процессе работы над «Сво дом». К аж дая из фольклорных школ накап ливала материал, позволяющий судить, как он использовался в классовых интересах, в объяснении причин социальных противоре чий, особенностей быта и жизни различных сословных групп русского населения Сиби ри. С этой точки зрения наиболее интерес ными являются материалы, собранные в З а байкалье К- Логиновским, а в Западной Си бири — В. Плотниковым. Оба они собрали несколько сот песен, пользовавшихся наи большей популярностью у сибирского к аза чества. А именно эта значительная по чис ленности сословная группа русского населе ния Сибири в фольклорном отношении поч ти совершенно не была известна науке. М ежду тем, их песни представляют очень большой интерес как по своему тематиче скому составу, так и по своим худож ествен ным средствам. Изданные в конце прошлого и начале нашего века, эти песни помогли делу дальнейшего собирания казачьего фольклора Сибири. В результате было изда но еще несколько сборников, пользовавших ся известностью среди казаков и среди кре стьян неказачьей части населения. В это же время начались поиски фольк лора у семейских старообрядцев. Но энер гичные усилия Н. Протасова и многих дру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2