Сибирские огни, 1974, №1
182 Л. Е. ЭЛИАСОВ Мы приступаем к работе не на голом ме сте. Наши предшественники оставили зн а чительные собрания фольклорного материа ла. Правда, опубликовано не так много. И з старого фольклора мы имеем крупные записи лишь небольшой группы фольклори- стов-любителей прошлого века. Наибольшую ценность представляют со бой песни (41 текст), записанные в начале прошлого века Е. А. Авдеевой в Восточной Сибири и впервые опубликованные в 1837 году. Большое количество песен, а затем бы лин опубликовал в 1839 г. С. И. Гуляев, долгие годы собиравший почти все жанры народной поэзии в Западной Сибири. В журнале «Отечественные записки» исследо ватель писал, в частности, о большой цен ности сибирских круговых песен. Собирая материал на протяжении многих лет, С. И. Гуляев сумел сохранить для потомства исключительной ценности произведения на родной поэзии Сибири. До сих пор фольк лорный архив С. И. Гуляева полностью не изучен. Теперь, по имеющимся публика циям, нам известно, что он записал 28 бы лин, 20 исторических песен, 11 баллад и не сколько десятков круговых и проголосных песен. И з собирателей народной поэзии Сибири первой половины прошлого века следует отметить Ивана Юренского, который, нахо дясь в Нерчинске, сумел собрать и опубли ковать в 1847 г. несколько песен русского населения Восточного Забайкалья. Во второй половине прошлого века соби рание русского фольклора Сибири проходи ло более интенсивно. Этому немало способ ствовали политическая каторга и ссылка, а такж е особые интересы, проявляемые царской администрацией к Сибири. Очень плодотворной была собирательская рабо та И. Я. Худякова. В Якутии он впервые записал значительное количество русских сказок и других ж анров фольклора. 15 лет спустя там же собирал фольклор В. Тан- Богораз. Собрания Худякова и Тан-Бого- раза существенным образом расширили представления нашей науки о состоянии духовной культуры русских, попавших во лею судеб на Крайний Север. В ^ 1858— 1860 гг. вышли две работы Н. Кашина, представившие репертуар рус ских песен приаргунцев. Только в статье «Свадебные песни приаргунцев» Н. Кашин приводит около 60-ти текстов песен. Боль ше 80-ти песен использовал в своем иссле довании енисейский этнограф, краевед и ученый доктор М. Ф.' Кривошапкин. Песни, собранные им, ценны в том отношении, что они описываются в живом этнографиче ском бытовании. По следам Е. Авдеевой, Н. Кашина, М. Кривошапкина работало не одно поко ление собирателей фольклора. Заметный след оставил здесь известный русский бы тописатель, этнограф С. В. Максимов, хотя он изучал русский фольклор только о к а торге и ссылке и считал, что самым ценным может быть лишь фольклор людей, отбы вающих сроки наказания в Сибири. Фольклором каторги и ссылки в 60-х го дах прошлого века занимался известный историк и литератор Н. М. Ядринцев. В своей работе «Русская община в тюрьме и ссылке», увидевшей свет в 1872 г., он ши роко использовал собранные им в разных местах Сибири песни и другие фольклор ные ж анры . В исследовании мы встречаем даж е отдельную главу «Острожная поэзия, музыка и тюремное творчество». Большое внимание Н. М. Ядринцев уделяет расска зу о талантливых носителях песен. В ост рогах и ссылке ему «встречались иногда са мые сильные и нередко самые даровитые натуры русского народа». Народные само родки были неугодны самодержавию , их ссылали в самые отдаленные и глухие ме ста, чаще всего — на вечное поселение. «В той массе,— говорит ученый,— можно было ближе всего познакомиться с ж и з нью простого народа и его судьбой». Интересные оценки тюремной народной поэзии, данные Н. М. Ядринцевым, явл я ются результатом наблюдения за живым бытованием песен. Он писал: «В тюремной песне много горького: ее поют с кандалами на ногах удалые добрые молодцы, в ней пе реливают они свои воспоминания и сооб ражения о своей судьбе, бездолье, о своем прошлом и будущем... Арестантская песня отличается от всех народных песен своим новейшим вкладом... Эта песня в той или другой форме изображ ает действительную жизнь народа, жизнь ссыльно-арестантской среды, ее судьбу, ее горе и радости». Поэзия каторги и ссылки является про дуктом социально-исторических условий и, разумеется, ее нельзя вычеркивать из ак тивно бытовавшего фольклора, но не сле дует и преувеличивать ее роль, как это д е лал Н. М. Ядринцев, сведя устное поэтиче ское творчество русского населения Сиби ри только к поэзии каторги и ссылки. В 70-х годах прошлого века собиранием и изучением народной поэзии Восточной Сибири занимался И. Попов. На своей ро дине, в Иркутской губернии, он собрал мно го различных песен, но записи его до сих пор обнаружить не удалось. И з всего соб рания теперь нам известны лишь те песни, которые им были опубликованы в «П ам ят ной книжке Иркутской губернии за 1881 год». Здесь мы находим всего лишь 9 тек стов старинных песен. И. Попов был прек расным знатоком русских народных песен, он очень тонко подмечал их достоинства и недостатки. В целом ж е, он говорил, рус ские народные сибирские песни «дышат тонким благоухающим ароматом глубокой поэзии». И. Попов был одним из культур нейших людей Иркутска, имел большое влияние на общественное мнение. Большой вклад в дело собирания и изу чения русского фольклора сделал известный историк и общественный деятель Сибипи В. И. Вагин. Он собрал и опубликовал в 80-х годах больше ста различных песен. Его первые публикации в газе те «Сибирь» показали, что Иркутская губерния является крупнейшей храни тельницей старинных песен. Вслед за так называемыми «Баклашинскими песня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2