Сибирские огни, 1974, №1
178 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ В. Г. Утков. Гражданин Тобольска. О жиз ни и творчестве П. П. Ершова, автора сказ ки «Конек-Горбунок». Свердловск, Средне- Уральское кн. изд., 1972. Наверное, нет в нашей стране человека, который не читал бы в детстве «Конька- Горбунка», не знал бы имени его автора. Только за годы Советской власти сказка была издана 136 раз на 27 язы ках народов нашей страны. О приключениях крестьян ского сына Иванушки и его верного друга Горбунка читают ребята Англии и Франции, Голландии и Италии, Польши и Японии, Испании и Чехословакии. С казка стала знаменитой еще при ж и з ни автора. Недаром он сам писал друзьям в 1856 году по поводу выхода ее четвертого издания: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!.. Заслыш ав тому уж е 22 года похвалу себе от таких людей, как Пушкин, Ж уко в ский и Плетнев и проскакав в это время во всю ш ироту,и долготу Русской земли, он очень мало дум ает о нападках господству ющей школы и тешит люд честной, старых и малых, сидней и бывалых, и будет те шить их, пока русское слово будет нахо дить отголосок в русской душе, т. е. до скончания века». Любознательного читателя всегда интере сует не только само произведение, но и история его создания, личность его автора. Вот уж е в течение многих лет московский писатель Виктор Утков (в прошлом сиби ряк, омич) занимается изучением биогра фии и творчества П етра П авловича Ершо ва. Выпущенное им в 1950 году, в Омске собрание сочинений автора бессмертной сказки считается специалистами наиболее полным и лучш им1. Перу В. Уткова при надлежит и ряд других книг о Ершове и его произведениях. И вот перед нами новая работа Виктора Уткова «Г раж данин Тобольска» — попу лярный рассказ о ж изни и творчестве авто ра «Конька-Горбунка». Что позволило девятнадцатилетнему юно ше создать шедевр, увековечивший его имя? Почему писательская судьба Петра Ершова сложилась так, что после «Конь- ка-Горбунка» он не написал ничего, столь ж е значительного? Ответы на эти сложные вопросы мы находим на страницах книги В. Уткова. Прослеживая детские и юношеские годы будущего сказочника, проходившие в П ет ропавловске, Омске, Березове, Тобольске, автор подчеркивает его близость к простым людям. «Как видно, —■пишет В. Утков, — странствования по просторам Сибири и об щение с простым народом не пропали д а ром для будущего автора «Конька-Горбун ка». Зимние и летние пути-дороги, бдения у горящего камелька на почтовых станциях, беседы с рыбаками у костров на берегах Иртыша и Оби, подслушанные у гребцов, стряпух, ямщиков, солдат, бродяг, разгово ры и байки наполнили мальчика знанием 1 См. Ю. С. П о с т н о в. Русская лите ратура Сибири первой половины XIX в. Но восибирск, «Наука», 1970, стр. 271. множ ества сказок, прибауток, поговорок, присловий». Отсюда и антицаристская нап равленность «Конька-Горбунка», так при сущ ая русскому фольклору. В чем ценность документальных книг, подобных книге В. Уткова? П реж де всего в том, что, построенные на огромном ф акти ческом материале, они не уводят читателя в дебри литературоведения и истории, а как бы в готовом виде преподносят ему результаты серьезных исследований —■ преподносят интересно, популярно, живо. Например, рассказы вая о петербургском, студенческом периоде жизни Петра Ер шова (периоде, во многих отношениях ре ш ающ ем), автор рисует сложную общест венную, литературную , бытовую обстанов ку, в которую попал юный сибиряк. Столичный университет того времени с его рутиной, низким уровнем преподавания мало дал Ершову. Гораздо больше поль зы ему — и как граж данину, и как начи нающему писателю — принесла сам а ли тературная атмосфера начала тридцатых годов, появление сказок А. Пушкина и К а за к а Луганского (В. Д а л я ), стихов и песен А. Кольцова, критических статей, ратую щих за народность в русской литературе. В. Утков сообщает нам и такой факт. Непосредственным толчком к написанию давно уж е обдумываемого «Конька-Гор бунка» послужила внезапная смерть Ер- шова-отца. Забота о хлебе насущном, ост рая необходимость в литературном за работке ускорили появление сказки. Но вот «Конек-Горбунок» написан и на печатан. Шумный, редкий успех, главное в котором — ласковая поддерж ка самого A. Пушкина. Ершов входит в круг вид нейших столичных писателей, часто печа тается. Впереди, казалось бы, простира лась ш ирокая литературная дорога. О дна ко мы-то знаем, что Ершов так и остался автором одной книги, остальные его со чинения или просто слабы, или не выдер ж али испытания временем. Почему ж е так получилось? И сследователь утверж дает, что причины этого были не только субъективными. Ж естокое время николаевской реакции отнюдь не способствовало развитию мо лодых литературных сил. У всех была свеж а в памяти расправа над декабриста ми. Известный литературный деятель то го времени А. В. Никитенко писал в 1835 году в своем дневнике: «Состояние нашей литературы наводит тоску, ни светлой мысли, ни искры чувства. Все пош ло, мерзко, бездушно. Один только цензор мож ет читать по обязанности все, что ны не у нас пишут». В книге рассказы вается о цепи неудач, обрушившихся на Петра Ершова. С тараясь перетянуть молодого писателя на свою сто рону, его расхваливаю т крайне правые ор ганы печати; с другой стороны, резко отри цательный отзыв о «Коньке-Горбунке» дает B. Белинский (великий критик в данном случае ошибся, но каково было Ерш ову?). Л итературны е неудачи соседствуют с м ате риальной нуждой, тоской по родной Сиби ри. А главное — мучит предчувствие того,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2