Сибирские огни, 1974, №1

178 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ В. Г. Утков. Гражданин Тобольска. О жиз­ ни и творчестве П. П. Ершова, автора сказ­ ки «Конек-Горбунок». Свердловск, Средне- Уральское кн. изд., 1972. Наверное, нет в нашей стране человека, который не читал бы в детстве «Конька- Горбунка», не знал бы имени его автора. Только за годы Советской власти сказка была издана 136 раз на 27 язы ках народов нашей страны. О приключениях крестьян­ ского сына Иванушки и его верного друга Горбунка читают ребята Англии и Франции, Голландии и Италии, Польши и Японии, Испании и Чехословакии. С казка стала знаменитой еще при ж и з­ ни автора. Недаром он сам писал друзьям в 1856 году по поводу выхода ее четвертого издания: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь!.. Заслыш ав тому уж е 22 года похвалу себе от таких людей, как Пушкин, Ж уко в­ ский и Плетнев и проскакав в это время во всю ш ироту,и долготу Русской земли, он очень мало дум ает о нападках господству­ ющей школы и тешит люд честной, старых и малых, сидней и бывалых, и будет те­ шить их, пока русское слово будет нахо­ дить отголосок в русской душе, т. е. до скончания века». Любознательного читателя всегда интере­ сует не только само произведение, но и история его создания, личность его автора. Вот уж е в течение многих лет московский писатель Виктор Утков (в прошлом сиби­ ряк, омич) занимается изучением биогра­ фии и творчества П етра П авловича Ершо­ ва. Выпущенное им в 1950 году, в Омске собрание сочинений автора бессмертной сказки считается специалистами наиболее полным и лучш им1. Перу В. Уткова при­ надлежит и ряд других книг о Ершове и его произведениях. И вот перед нами новая работа Виктора Уткова «Г раж данин Тобольска» — попу­ лярный рассказ о ж изни и творчестве авто­ ра «Конька-Горбунка». Что позволило девятнадцатилетнему юно­ ше создать шедевр, увековечивший его имя? Почему писательская судьба Петра Ершова сложилась так, что после «Конь- ка-Горбунка» он не написал ничего, столь ж е значительного? Ответы на эти сложные вопросы мы находим на страницах книги В. Уткова. Прослеживая детские и юношеские годы будущего сказочника, проходившие в П ет­ ропавловске, Омске, Березове, Тобольске, автор подчеркивает его близость к простым людям. «Как видно, —■пишет В. Утков, — странствования по просторам Сибири и об­ щение с простым народом не пропали д а ­ ром для будущего автора «Конька-Горбун­ ка». Зимние и летние пути-дороги, бдения у горящего камелька на почтовых станциях, беседы с рыбаками у костров на берегах Иртыша и Оби, подслушанные у гребцов, стряпух, ямщиков, солдат, бродяг, разгово­ ры и байки наполнили мальчика знанием 1 См. Ю. С. П о с т н о в. Русская лите­ ратура Сибири первой половины XIX в. Но­ восибирск, «Наука», 1970, стр. 271. множ ества сказок, прибауток, поговорок, присловий». Отсюда и антицаристская нап­ равленность «Конька-Горбунка», так при­ сущ ая русскому фольклору. В чем ценность документальных книг, подобных книге В. Уткова? П реж де всего в том, что, построенные на огромном ф акти­ ческом материале, они не уводят читателя в дебри литературоведения и истории, а как бы в готовом виде преподносят ему результаты серьезных исследований —■ преподносят интересно, популярно, живо. Например, рассказы вая о петербургском, студенческом периоде жизни Петра Ер­ шова (периоде, во многих отношениях ре­ ш ающ ем), автор рисует сложную общест­ венную, литературную , бытовую обстанов­ ку, в которую попал юный сибиряк. Столичный университет того времени с его рутиной, низким уровнем преподавания мало дал Ершову. Гораздо больше поль­ зы ему — и как граж данину, и как начи­ нающему писателю — принесла сам а ли­ тературная атмосфера начала тридцатых годов, появление сказок А. Пушкина и К а ­ за к а Луганского (В. Д а л я ), стихов и песен А. Кольцова, критических статей, ратую ­ щих за народность в русской литературе. В. Утков сообщает нам и такой факт. Непосредственным толчком к написанию давно уж е обдумываемого «Конька-Гор­ бунка» послужила внезапная смерть Ер- шова-отца. Забота о хлебе насущном, ост­ рая необходимость в литературном за ­ работке ускорили появление сказки. Но вот «Конек-Горбунок» написан и на­ печатан. Шумный, редкий успех, главное в котором — ласковая поддерж ка самого A. Пушкина. Ершов входит в круг вид­ нейших столичных писателей, часто печа­ тается. Впереди, казалось бы, простира­ лась ш ирокая литературная дорога. О дна­ ко мы-то знаем, что Ершов так и остался автором одной книги, остальные его со­ чинения или просто слабы, или не выдер­ ж али испытания временем. Почему ж е так получилось? И сследователь утверж дает, что причины этого были не только субъективными. Ж естокое время николаевской реакции отнюдь не способствовало развитию мо­ лодых литературных сил. У всех была свеж а в памяти расправа над декабриста­ ми. Известный литературный деятель то­ го времени А. В. Никитенко писал в 1835 году в своем дневнике: «Состояние нашей литературы наводит тоску, ни светлой мысли, ни искры чувства. Все пош­ ло, мерзко, бездушно. Один только цензор мож ет читать по обязанности все, что ны­ не у нас пишут». В книге рассказы вается о цепи неудач, обрушившихся на Петра Ершова. С тараясь перетянуть молодого писателя на свою сто­ рону, его расхваливаю т крайне правые ор­ ганы печати; с другой стороны, резко отри­ цательный отзыв о «Коньке-Горбунке» дает B. Белинский (великий критик в данном случае ошибся, но каково было Ерш ову?). Л итературны е неудачи соседствуют с м ате­ риальной нуждой, тоской по родной Сиби­ ри. А главное — мучит предчувствие того,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2