Сибирские огни, 1974, №1

176 У КНИЖНОЙ п о л к и лучилось в стихотворении «Качались ели...», когда слабый человек — сам перед лицом смертельной опасности — идет на выручку другому, попавшему в беду. Перечитайте стихотворение, и вы поймете, насколько бледен и беден был бы здесь пересказ! Ведь настоящие стихи, это не раз утверж ­ далось, трудно пересказать. Именно тако­ во стихотворение «Окраина»: Околица родная, что случилось, Окраина, куда нас занесло, И города из нас не получилось, И навсегда утрачено село. Взрастив свои акации и вишни. Ушла в себя и думаешь сама. Зачем ты понастроила жилища, Которые ни избы, ни дома. Как будто бы под сенью этих вишен, Под каждым этим низким потолком Ты собиралась только выжить, выжить, А жить потом ты думала, потом... Однако общий тон, мысль стихов о де­ ревне, о возвращении к отчим местам вызы­ вает опять же неудовлетворение своей «по­ казательностью», что ли. Собственно, ни о каком возвращении тут речь не идет. Речь, скорее, идет о посещении родных деревен­ ских мест, а это два разных случая. И был бы понятен отпускной, дачный тон стихов и изображения села как некой обетованной земли, где оздоровляется душа, измученная городом и исканиями. (Кстати, какие при­ чины этой «измученности»? О них автор умалчивает, и приходится верить ему на слово в том, что герою потребно наведаться или, как он выраж ается, «вернуться» в се­ ло). Между тем в селе происходили и про­ исходят сложные и порою полные драм а­ тизма и противоречий процессы, слабо ос­ мысленные и не исследованные молодой поэзией, и село мало напоминает место от­ дыха для тех, кто там живет и работает. Небольшой цикл стихов о «трудах героя» полон непонятной его гордости от сознания того, что довелось ему некоторое время фи­ зически потрудиться. Именно — некоторое время. Связывать себя с баранкой самосва­ ла надолго он и не собирался. Это была не работа как судьба, а «зарабатывание» тру­ дового стажа перед поступлением в инсти­ тут. Дело это хорошее, полезное, но дает ли оно право на широковещательные за яв ­ ления о Труде, Работе и пр? Спокойней на­ до об этом писать, без глобальной патети­ ки. А. Передреев доказал свое умение писать стихи полтора десятка лет назад. Для поэтов его поколения типической чер­ тою является их ранняя творческая профес­ сионализация, так или иначе отрывающая их от широкого «мира первооснов, еще не облеченных в слово». Это сказывается. Слишком долго и упор­ но эксплуатируются впечатления детства и юности, слишком долго поэтический росток питается из зерна, не расправляя корни. Это подтверждает и обилие стихов, на­ писанных по случайному поводу (поездки, литературные реминисценции и т. д.). Цирк, робот, пенсионер, ночной самолет, метро, ночной город, романс... Но какими нитями связаны в характере лирического героя истоки, военное детство и последую­ щие стихи? Об одном ли человеке нам рас­ сказывают, один ли характер пытается соз­ дать лирический поэт? И какой характер? На эти вопросы книга ответа не дает. М ож ­ но только что-то предполагать, домысли­ вать. Можно надеяться. Можно надеяться, что А. Передреев повы­ сит требования к себе при отборе стихов для очередной книги. И рядом с произве­ дениями настоящими, живыми, крепко на­ писанными, такими, как «Старуха», «Воспо­ минание о старшем брате», «Качались ели...», «Окраина», «Представление», «Эта полночь тиха», «Я видел, как скудеют чув­ ства», «Лебедь у дороги» и др., встанут рав­ ные им по Мысли, чувству и слогу стихи. А. ВАШУРИН. В. Ларичев. Недостающее звено. Новоси­ бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1973. ...Четыре дочери полковника Базетта, старшей из которых исполнилось всего 23 года, решили, к уж асу отца, отправить­ ся в Африку, чтобы заняться миссионер­ ской деятельностью. Благополучно мино­ вав мыс Доброй Надежды , они высади­ лись на берегах Восточной Африки, в Момбазе. Мэри и Сибелла приступили к обучению местных жителей чтению и пись­ му, Л уиза отправилась в Танганьику, а отчаянная Нелли —• в тысячекилометровую поездку по Африке (с единственным ору­ жием — будильником, который она заводи­ ла ночью каж ды е два часа, чтобы отпу­ гивать львов). Этот эпизод не придуман, это — не плод фантазии автора приключенческой книги. О тважные англичанки — вполне реаль­ ные люди, одна из них — Мэри Б азетт — стала матерью известного и тож е отваж но­ го антрополога Луиса Лики. Реальны и все события, послужившие сюжетной основой книги В. Л аричева «Недостающее звено». Но о необычности произведения можно су­ дить уже по титульному листу, где обозна­ чен его ж анр: «Детективный роман архео­ логии, составленный из невыдуманных историй». Роман — и археология. Детектив — и не­ выдуманные истории. Легко заподозрить автора в претензии на сенсацию, обладаю ­ щую магической силой притяжения и не­ редко вызывающую быстрое разочарова­ ние. Но не следует торопиться с оценкой. В шести главах книги речь идет об удиви­ тельных событиях и биографиях,— настоль­ ко удивительных, что их достоверность вы звала бы сомнения, если бы книга не но­ сила строго документального характера. И — событиях актуальных, имеющих непо­ средственное отношение к нашему дню, по­ тому что именно в XX веке сделаны самые важные открытия о происхождении чело­ вечества. «Пожалуй, нет в истории археологии страниц более интересных по сюжету, д р а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2