Сибирские огни, 1974, №1
У КНИЖНОЙ п ол к и 175 ж е время знает, что эта женщина — она сама и что нет ей прощенья! Если мы верим, что нынешняя Нина Со- лоделова, говоря чеховскими словами, до последней капли выдавила из себя раба, ме щанина, приобретателя, то это потому, что мы видим, как суров, как беспощаден ее суд над собой. И вот встреча с бывшим мужем, которо го его вторая, уж е тоже разошедш аяся с ним ж ена называла манекеном (он сам и рассказы вает это), которого въевшееся в кровь, ставшее неосознанной, но твердой жизненной программой паразитическое пот ребительство превратило в вечного мальчи ка, «большого бородатого ребенка». И уж е нет в душе Нины ни обиды на него, ни бо ли за былую любовь. Д а ведь, наверно, и не было любви — за любовь выдало себя то обманное стремление к покою, уюту, примирению со всем, которое потом так страшно отплатило Нине... Сегодняшняя Нина вернулась к себе — той, молодой, что была безжалостной и сво бодной. Вернулась, многое испытав, по-на стоящему узнав цену внутренней свободы. История нелегкого пути Нины Солоделовой правдива и по-хорошему поучительна, по тому что она рассказана художником, знаю щим жизнь и умеющим думать над ней. П. КОСЕНКО. Анатолий Передреев. Возвращение. М., «Сов. Россия», 1972. Ж изнь, дела, впечатления молодого чело века, родившегося накануне войны... Так можно коротко определить содерж ание но вой книги А. Передреева. Эта книга инте ресна типичностью судьбы лирического ге роя. Показателен тематический круг стихо творений А. Передреева, показательны поэтические разработки тем. Итак, детство, совпавшее с военными и послевоенными годами. Горбушка горчащего хлеба... Заросшего дзота бойницы... На все первобытное небо Кричат беспризорные птицы. (« К а к и е к р а с и в ы е дети...»). Емко. Точно. В четырех строках —- образ трудного детства. Его быт, его игры, мир, который окруж ает детей войны. Д вум я эпи тетами — «первобытное» и «беспризорные» — достигается то, что превращ ает рифмо ванные строки в поэзию, наполняет их ве сомым, большим содержанием. И рядом с такими строфами, рядом с бле стящими стихами, полными пронзительной правды («Старуха», «Воспоминание о стар шем брате») в первый раздел книги вошло большое количество «дежурного», проход ного, вторичного, такого, что ничего уж е к картине военного детства не добавляет и ничего значительного не выявляет в харак тере лирического героя, в характере, кото рый зарож дался под «лихорадочные залпы зениток». «Я учился писать... Где-то плавились тан ки, где-то люди кричали, умирая в огне и дыму...». «Мимо школы — колонны, колон ны колыхались рекой и впадали в невиди мый фронт...». «Над нами мир раскромсан ный и черный...». Подобные строки как р аэ и слабы тем, что написаны о том, что про исходило «где-то», и фронт остался для ав тора «невидимым», хотя фронт был всюду,, в каж дом рердце. Вторйчность ощутима и в таких стихо творениях сборника, как «Баллада о безно гом сапожнике» и «Памятники», при зн а комстве с ними сразу ж е находятся лите ратурные параллели, а не хватает за серд це новизна материала, поэтическое откры тие. Стихи о военном детстве, являющиеся от правной ТОЧКОЙ М НОГИХ сборников ПОЭТОВ; последнего поколения, кроме описания со бытий военного времени, воссоздания кар тин войны, запечатленных детской памятью,, должны решать и еще одну важную задачу: намечать истоки лирического характера, ис токи судьбы героя. Однако эта задача оста нется нерешенной, если мы не увидим х а рактер в развитии, в становлении, если мы. не заметим укрепления в нем черт, которые наметились в детстве, либо преодоления ран них душевных травм. Ведь простого сооб щения, что герой родился накануне войны и учился писать под «грохот канонады», м а ло дл я целого раздела поэтического сборни ка. Это сообщение могло просто войти в ан нотацию, сыграв ту ж е информационную' роль, ибо судьбы поэта и его лирического, героя в основных, решающих чертах — сов падают. И еще одно наблюдение подтверждается чтением первого раздела «Возвращения». Молодая поэзия, естественно, стареет, но иногда, к сожалению, быстрее, чем обрета ет опыт и мудрость. Д ум ается об этом, ког да в стихотворении «Какие хорошие дети» А. Передреев противопоставляет детей вой ны и современных ребятишек, и в этом про тивопоставлении слышится чуть ли не уп рек: И очень прилично одеты, И весело машут руками... Говоря о типичности «Возвращения». А. Передреева, нельзя обойти и второй раз дел книги — о юности героя. Юности присуща динамика, движение, и это присутствует во всех стихах раздела: «бегу я по синему рельсу», «я ехал весело и .всласть», «земля шоссейная дымилась», «я,, как дурак, кружусь, на карусели», «я весе ло бежал, не уставая», «вот подбегаю: под вези!» и т. д. Автор увлекся внешней стороной динами ки. Зачастую не совсем ясно, куда и зачем едет лирический герой. Автору важно, что герой движ ется, но читателю интересно и другое. Событийным, сюжетным стихам этого р а з дела мешает то, что А. Передрееву не все гда удается поэтическим словом возвысить, случай до уровня события («Фикус», «Шо фер», «Ботинки»), как это естественно по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2