Сибирские огни, 1974, №1
174 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ го посмотрел, кого раскритиковали, кого по высили, что из этого может выйти и, самое главное, как это отразится на ученой карье ре Степана Степановича, Толи... Можно бы ло прожить неделю, месяц, год, и все одно и то же: кто-то сказал, кто-то защитил, ко го-то назначили, кого-то раскритиковали». Но страшнее другое: исходящ ая именно из этих примитивных соображений «научная», «общественная» деятельность Степана Сте пановича и ему подобных может — если не дать ей решительного отпора — нанести не малый ущерб нашему народу, коренным его интересам. Степан Степанович стремится только не отстать от «прогресса», все время быть «на гребне волны» и уж е «в струю» сочиняет свои статейки «Без роду, без пле мени», «Монах Мендель и новоявленные мо шенники», «Лженаука — кибернетика», «Трын-трава» (о «травопольщ иках»). Но ответственность ученого, хочет этого Степан Степанович или не хочет, существует, и от нее никуда не деться. Об этом в повести с обычной своей резкой прямотой говорит Е в гения Андреевна Зайганова, ученица Н. И. Вавилова, старая коммунистка: «Когда уче ный слепо выполняет распоряж ение неком петентного администратора и дл я работы своей ищет опору в этих распоряж ениях — это просто не ученый. Но если он знает, что эти распоряжения заведомо вредны и он все-таки проводит их в ж изнь — он пре ступник». Борьбу в науке между обывательским и творческим, между приобретателями и изо бретателями Г. Черноголовина показы вает на примере деятельности целинного инсти тута, ученые которого совершили творче ский подвиг — в трудной обстановке, под вергаясь нападкам догматиков, невежд и приспособленцев, нашли пути к спасению земли от страшной ветровой эрозии, грозив шей освоенной целине тяж кой бедой. К со жалению, страницы, посвященные деятель ности института, хотя и написаны ин тересно и взволнованно, все ж е оста ются лишь иллюстрацией, примером к выдвинутому автором моральному те зису, леж ат на периферии повество вания. Понятно, что при авторском замысле «Июня без дождей» это оказалось неизбеж ным, но читателей настолько интересует р а бота этого института (конечно, нетрудно догадаться, что автор основывался на ф ак тах работы института в Ш ортандах под Ц е линоградом, группа ученых которого полто ра года назад была удостоена Ленинской премии), что невольно ж алееш ь о беглости, с которой очерчены портреты героев (ис ключение составляет образ Евгении Андре евны, но и она в сфере своей непосредствен ной научной деятельности почти не показа на). К тому ж е противники настоящих уче ных, их преследователи — от мелкого при способленца и подхалима Родимчука до «академика Пахома», «очень важной в то время персоны», — изображены несколько водевильно, что, разумеется, не помогает читателю осознать всю серьезность сраж е ния с ними. Не одним ж е невежеством (дей ствительно, выдающимся) объясняется мно голетнее влияние «академика Пахома» на судьбы нашей биологической науки... Во время решающей схватки дружины «академика Пахома» с «травополыциками», «паровиками» героиня Нина Солоделова, близко узнавш ая Евгению Андреевну, вос хищ ающ аяся директором института Васили ем Ивановичем Корнеевым, которого она несколько напыщенно сравнивает с «молни ей, бьющей сквозь годы всегда в одну цель», всем сердцем с ними, но ее' участие в борь бе ограничилось оплеухой, которую она пуб лично отвесила угодливому Родимчуку. И с торию с пощечиной замяли, и, побунтовав, Нина, как она сейчас говорит, «снова ста новилась угодливой снохой, писала под дик товку Степана Степановича его статьи, го ворила комплименты свекрови, стирала, крахм алила, гладила сорочки мужу», ж ила, «будто пила тухлую воду». Окончательно отделяет от Копыловых Нину гибель мате ри. Непосредственно новая родня Нины в этой гибели не виновата. Но та черствость и дух приспособленчества, которым Копы ловы заразили молодую женщину, сыграли в этой истории роковую роль. Конечно, сей час, казня себя, не смея и не ж елая успо коить совесть, целиком принимая на себя «страшную вину, уж е в себе несущую н ак а зание, — быть виновным в смерти матери», Нина преувеличивает: смерть старой кол хозницы Солоделовой была обусловлена це лой цепью трагических случайностей. О дна ко, как говорится в стихах Т вардовского, «но все ж е, все ж е, все же...». Старую ж ен щину, которая о себе говорила, что всю жизнь «без роздыху работала — в три ло жилась, в пять вставала», из соображ ений сугубо эгоистических — чтобы ухаж ивать за внучкой — сорвали с привычного места, а потом с той ж е бесцеремонной прямотой выпроводили назад — уж очень эта про стая женщина не вяж ется с бытом профес сорской семьи... Вдобавок еще разбила две дорогие фарфоровые чашки... И если Копы ловы, в общем, не ведали, что творили, то Нина-то могла представить, в какие тяж е лые обстоятельства она ставит мать. Могла — и не представила; стремление к покою, к миру со свекром, свекровью, мужем, к миру во что бы то ни стало — разумеется не ради себя, ради дочери, ей нужен отец! — закрыло Нине глаза. И сейчас неутоли м ая пам ять подсказы вает картины, одну мучительнее другой: «Я пошла вслед за в р а чом, держ а в руках ананас, купленный во время пересадки в Москве. Нелепо было не сти этот ананас человеку без сознания, но я не могла войти ни с чем. Видимо, мне хо телось вы глядеть заботливой дочерью, ко торая прилетела к больной матери за ты сячи километров и привезла ей редкостный южный плод, какой в здешних местах и не видели». Нина словно со стороны видит себя тог дашнюю — ж енщину в «черном траурном костюме», — «эта женщина предполагала, что ей придется хоронить мать, и поэтому, уезж ая из дома, надела приличный дл я это го случая костюм, не забы в побрызгать его тонкими духами». Видит со стороны и в то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2