Сибирские огни, 1974, №1
У к н и ж н о й п о л к и 173 том приходит к новой мысли: «Просто с каждой потерей надо любить еще сильнее. И тогда любви на земле не убавится». Рассказы — за исключением последнего («Сладкое шампанское») — бегло отмеча ют этапы становления героя в самостоя тельной, трудовой жизни, сталкивают с новыми людьми в совместной работе. Есть тут свои маленькие открытия мира и у ге роя, и у автора, но фрагментарность наблю дений иногда оставляет у читателя чувст во неудовлетворенности. Вместе рассказы представляют собой что-то вроде отдель ных глав недописанной повести. Некоторые из них (например, «Начало», «Завещ а ние», «Сон будет хорошим») по компози ции и по взволнованной интонации в чем- то граничат со стихами в прозе. Автор ведет везде повествование от име ни самого Валерия Губкина, это позволяет ему добиться большей непосредственности в раскрытии характера героя. Но, как ни объективен вроде бы к себе Губкин, он слишком хороший парень, чтобы все рас сказать о себе в первом лице. Когда он вот так объективно повествует о хороших сво их поступках, он что-то теряет в наших глазах. Выгодно в этом отношении отличается от других рассказ «Сладкое шампанское», в котором хорошим людям не приходится изображ ать себя, так сказать, в наилучшем виде. Мож ет показаться, что рассказ в сборнике случаен: Губкина здесь нет. Но без этого рассказа книга выглядела бы не завершенной. Д ело в том, что сложивший ся еще в школе характер Губкина на про тяжении книги проверяет себя, укрепляет ся, развивается, но своего места в самосто ятельной взрослой жизни так пока и не на ходит. Губкин как бы удовлетворился ис пытанием себя в разных условиях, а о том, куда себя такого теперь в жизни применить — не задумывается. Рассказ «Сладкое шампанское» — о че ловеке зрелом. Обстоятельства поставили его в такие условия, когда ему пришлось многое в жизни и в себе оценить заново. И пришлось определять линию поведения в условиях безнадежности. Не все его ре шения бесспорны. Но это решения большо го, любящего сердца, решения мужества. Рассказ потрясает нас и драматичностью, и в то же время удивительной полнотой жизни, верой в человека. Эта вера тем больше стоит, что не закрывает глаза и на зло в жизни. Самое дорогое — то, что, уй д я из жизни, герои рассказа, отец и сы: нишка, все самое доброе отдают людям. Чтобы, как хотелось в повести девятиклас снику Валерию Губкину, люди любили еще сильнее. В. СЕРЕБРЯНЫЙ. Галина Черноголовина. Июнь без дож дей. Повесть. Алма-Ата, «Жазушы», 1973. Велемир Хлебников писал, что все люди делятся на изобретателей и приобретате лей. Стремиться приобретать можно не толь ко вещи. Можно, например, всю жизнь стремиться приобрести покой и всем ж ерт вовать ради этого. Но всегда приобретательство калечит че ловеческую душу. Новая повесть казахстанской писательни цы Галины Черноголовиной ■— о борьбе между изобретателями и приобретателями. И о борьбе между изобретательством и при обретательством в одной душе. Нина Солоделова, женщина уж е не пер вой молодости (ее дочь кончает школу), младший научный сотрудник «научно-иссле довательского института всесоюзного значе ния» на целине, ж дет встречи со своим пер вым мужем, который долж ен заехать в ин ститутский поселок. Ж д ет с понятной тре вогой, с болью, которая казалась уж е на всегда забытой, но в то ж е время твердо зная, что она ничего не станет менять в сво ей судьбе. И ожидая, вспоминает, просмат ривает всю свою прошлую жизнь трезвым взглядом зрелого человека. Беспощадным взглядом. Она вспоминает себя восемнадцатилетней выпускницей сельхозтехникума, «насмеш ливой, безжалостной, свободной», вместе с тысячами своих сверстников едущей ■— по велению сердца! — осваивать целинные земли. То ли это говорит радио, то ли в уме самой Нины складываются гремящие сло ва: «На нас смотрят все, к нам подстраи вают свой шаг миллионы других! Мы пой дем на любые дела, сметая на пути все пре грады!». Первые месяцы жизни на новых землях и выпавшая именно на эти месяцы первая любовь, безоглядная, сверкающ ая так, что трудно разглядеть что-либо вокруг. Внезап ная гибель любимого человека. Рождение ребенка. Полтора года нерадостного суще ствования «матери-одиночки». И новый по ворот судьбы: золушку с ребенком на руках полюбил принц — юный, нежный, заботли вый, сын известного ученого и сам много обещающий молодой ученый. И вот двух этажный коттедж в уютном институтском поселке, интеллигентная, «профессорская» семья, «семейное тепло»... Здесь в повествование вступает тема, ко торую можно назвать трифоновской, так как именно в повестях Юрия Трифонов? («Обмен», «Предварительные итоги», «Дол гое прощание») впервые был изображен подробно и глубоко именно современный тип обывательщины, показан лик приобре тателя наших дней. Следуя по пути, проло женному Ю. Трифоновым, Г. Черноголови на не повторяет его. Ее интонация резче, обличение прямее, она отчетливее указы ва ет на непосредственную связь «бытовой» обывательщины с отрицательными явления ми в нашей общественной жизни (я не го ворю, что Г. Черноголовина пишет лучше Ю. Трифонова, я говорю, что она пишет иначе). Д а, конечно, в семье Степана Степа новича Крылова «душная атмосфера, про питанная фальшью», да, тут все вертится вокруг «всевозможных предположений и опасений: кто о ком что сказал, кто на ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2