Сибирские огни, 1974, №1
У книжной полки В. Слипенчук. Освещенный минутой. По весть и рассказы, Барнаул, Алт. кн. изд., 1973. «Я спрыгиваю с грузовика и бегу к род нику... Солнце бушует над головой, и томитель ный сок жизни течет в воздухе. Тайга дур манит голову. Море цветов кружит меня. Мухоморы сидят на влажном песке и пьют воду. Родник смеется, и солнце звенит в корнях деревьев...». Так открывается жизнь Валерию Губки ну, герою рассказа «Начало» из книжки В. Слипенчука «Освещенный минутой». Сем надцатилетний человек кричит тайге и всему миру: «Я-я ге-о-лог!» В следующих рассказах он мог бы так же радостно кричать: «Я тракторист!», «Я бригадир!», «Я матрос!» А мог бы крик нуть: «Я человек!», и это звучало бы не только гордо, но и радостно. И справедли во. Даж е, если бы это крикнул школьник Валерий в повести «Смеющийся пупсик». Потому что и в этой, «школьной», повести герой — уже сложившийся характер. Это очень справедливый, чистый, добрый, ис кренний, порывистый, твердый мальчишка, делающий все, я бы сказал, во всю шири ну души. И от первой до последней стра ницы книжки нас не оставляет ощущение, что рядом с нами — добрый, внутренне красивый юный человек. Это вовсе не зн а чит, что автор прилизывает или глянцует жизнь, в которой много еще и трудного, и сурового, и трагичного. Или что Валерий Губкин ■— прекраснодушный созерцатель. Конечно, как и полагается романтику, В а лерий немножко фантазер. И любит краси вое. Он может увидеть, например, как «ночь считала звезды. Иногда она их сби вала, и тогда крупные, как яблоки, они па дали в тайгу» («Возвращение»). В том ж е рассказе видит Губкин и дру гое: «На траве леж ал комок изорванного, окровавленного, перепутаинпго с тряпьем человеческого страдания. Комок вздраги вал. Мочалин, осторожно отдирая лоскуты тряпок и кожи, причитал: — Матюша, умереть не дам. Не дам, Матюша». Отсюда — сила боли за людей, сила от ветственности за тех, кому, может быть, так ж е плохо, как тебе. Матвей, заблудив шийся в тайге, спасся, придя на звуковой маяк — на звуки выстрелов. И вечером, весь перебинтованный, как привидение, вы лез он из палатки. Мочалин его поддержи вал. « — Стреляй, Матюша, в воздух, стре ляй — может, и правда кто-нибудь еще блудит. Матвей выстрелил три раза и отдал ружье. — Хватит, надо беречь патроны». Губкин идет, ни от чего не уклоняясь, через эту жизнь, впитывает, вбирает в се бя ее —• прекрасную, жестокую, трудную. И пусть после работы «трюм вздрагивает от ударов сердца и пар человеческих тел осыпается со спецовок солью», пусть снит ся, будто вот-вот грохнется кормовой мос тик («я тороплюсь, разбивая колени и пальцы в кровь. Санька подает мне руку, и тут волна, огромная, как бы высвеченная изнутри. Я теряю равновесие... — Валер, Валер, повернись... Стонешь, спасу нет. — Понимаешь, приснилось, с кормового мостика... летел»). Как приятно после это го услышать многозначное: « — Это хоро шо, это ты растешь». Впрочем, чтобы рассказать обо всем, чем так радует знакомство с Валерием Губ киным, пришлось бы процитировать доб рую половину этой первой самостоятель ной книжки 32-летнего писателя Виктора Слипенчука, еще недавно выступавшего автором экспрессивных, емких, искренних стихов. Как прежде в стихах, так и теперь в прозе мы с первой до последней страницы слышим рвущийся из глубины души голос рассказчика — голос человека, переполнен ного желанием поделиться с людьми свои ми интересными жизненными впечатления ми. Валерий Губкин пишет в своем дневни ке: «Оно ж е всегда радостно, когда сам поймешь что-нибудь большое и другому объяснишь и он тоже поймет». На первый взгляд, содержание повести не совсем соответствует этим словам, вы несенным в ее эпиграф. Ведь сюжет ее со держит много драматичного. Вслед за р а достью чистой юношеской любви и дружбы Валерий узнает о гибели отца любимой де вушки, о грязной подозрительности высо комерной Светланиной тетки, доводящей девушку до попытки самоубийства, сталки вается с непониманием и черствостью взро слых. Но не в этом итог открытия, итог первых жизненных испытаний, а в том, что Валерия и Светлану поняли и дру зья в классе, и отец Валерия, и мать Све ты. И Валерий понял, что уж е никакие пре грады не могут теперь остановить его на пути к — живой ли еще? — Свете. Когда погибает отец Светы, Валерий от крывает для себя: «С каж дой потерей на земле меньше любви для кого-то». Но по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2