Сибирские огни, 1974, №1
170 Г. ПАДЕРИН Андреевой, сверкали капли воды. Сами под солнухи, трава на меже, две яблони, поса женные в дальнем конце огорода, были так свежи, точно каждый листочек их вымыла заботливая женская рука. И все вокруг пре образилось. Д аж е голубой полог неба, еще вчера мутный, словно запыленный, был, к а залось, заменен новым, необыкновенной чи стоты». Сборники рассказов, очерки, роман... Семь книг за шестилетний отрезок времени. По- истине годы творческого взлета! В 1960 году взлет этот был подсечен бо лезнью. Тяжелой и страшной. Проявились дальние последствия фронтовых ранений, контузии. В 1961 году — операция, какую не к аж дому дано перенести. А потом — жизнь, к а кую не каждый способен вынести: запреты, запреты, запреты!.. Он все перенес, он без ропотно подчинился всем запретам. Всем, кроме одного: запрету писать. В этот период появилась книга «Хочу жить!», книга автобиографичная, основан ная на пережитом и перечувствованном, но вместе с тем поднявшаяся до художествен ных обобщений. «Леониду Александровичу Корейша, Ири не Николаевне Виноградовой, их помощни кам и товарищам по труду,— пишет автор в посвящении,— всем тем, кто помог мне вернуться к жизни...» Книга эта — дань ува жения, сердечной признательности людям в белых халатах, но одновременно это выра жение все той ж е линии, все того ж е лейт мотива: человек перед лицом трудностей. И каких трудностей! «Утром, после того, как закончились по следние предоперационные приготовления, в палату вкатилась все та ж е неизменная больничная линейка. Санитары, точно бес помощного младенца, подняли и уложили на нее больного. Появилась Мария Федо ровна, хотела, должно быть, поторопить от правку, но, увидев, что к Герасиму И вано вичу больные подошли попрощаться, ничего не сказала, а только сделала санитарам знак, чтобы не мешали. Я сел, спустив босую ногу на пол. — Ну, до встречи. Прощайте,— сказал я, дотянувшись до безжизненной руки Гераси ма Ивановича и с внутренним содроганием ощутив эту безжизненность. — Зачем прощайте? Только до встречи, — Герасим Иванович, как всегда пергаментно- бледный, говорил чуть строже обычного.— Скажите мне лучше: ни пуха, ни пера... Сла ва! Ты бывал на охоте? Нет? Вылечишься, вместе пойдем. И его увезли в операционную...» Его увезли в операционную, из которой возвращался далеко не каждый, ибо опера ция на мозге (а именно такие операции предстояли всем обитателям палаты, в кото рой разворачивается действие книги) — опе рация на мозге представляет собою сраж е ние на границе между жизнью и смертью. В данном случае врачи оказались бессиль ны. Герасим Иванович уже не возвратился в палату. Как воспринял это герой, от имени кото рого ведется повествование? «...Рядом с печалью было у меня чувство. которое сродни солдатскому. Товарищ по строю погиб, но бой был в разгаре, и надо, непременно надо драться. З а себя и за то варища. Пока есть силы. Пока бьется серд це и ясной остается мысль. А я к тому ж е был старшим по возрасту в нашей палате, и это накладывало на меня большую, чем на остальных, ответственность за себя и за других...» Товарищ по строю погиб, но бой в р азга ре... И это бой не только против недуга, это бой за свое место в строю, за право нести дальш е знамя жизни. И потому как естест венная потребность самовыражения воспри нимается песня, что однажды прозвучала в палате,— суровая песня военных лет: Смерть не страшна. С ней не раз мы встречались в бою, Вот и теперь надо мною она кру-жит-ся... Т акая это книга — «Хочу жить!» Ж ить не для того, чтобы существовать, выполняя предначертания генетического ко да, жить, чтобы делать свое дело на земле. Д елать вдохновенно и радостно, одаряя ра достью людей. Н е случайно так наполнена солнцем и любовью созданная в этот пери од детская книга — «Легенда о синеглазке». А в шестьдесят восьмом — опять опера ционный стол, опять темнота и боль, непе реносимая, нечеловеческая, а потом — за преты, запреты, запреты!.. И опять, как и в первый раз, он все перенес, всему без ропотно подчинился, кроме одного: запре ту писать. И — новая книга: фантастиче ская повесть «Прыжок в послезавтра». Сейчас стало модным — выспрашивать у футурологов, каким они представляют себе, скажем, XXI век, что, по их мнению, про изойдет в физике, химии, в биологии, в про мышленном производстве. А что произойдет во взаимоотношениях людей? Почему об этом никто не спросит у футурологов? К а кой будет, к примеру, любовь там, в дал е ком будущем, в пору материального изоби лия, в окружении чудес, созданных могучей наукой и техникой завтрашнего, а тем бо лее послезавтрашнего дня? Именно человеческие отношения прежде всего и интересуют автора повести «Пры жок в послезавтра», именно их он стремится предугадать и, предугадывая, исследовать в меру своего таланта, в меру своего умения заглянуть в будущее. «После восстановления Валентин попал на обновленную Землю. Материальное бла гополучие здесь было доступно всем, как воздух. Забота об уюте, более того — о ком форте стала нормой, а каж дая вещь, маши на, здание словно впитывали в себя живую красоту. Но ко всему этому Валентин при вык с легкостью, которая удивила его само го. Более того, он, пожалуй, возмутился бы, исчезни, например, мебель, самостоятельно принимающая удобную для его тела форму, автоматы, регулирующие силу света, вл аж ность и температуру воздуха, включающие музыку. Нет, он по-прежнему был осторо жен в обращении с предметами, которые ок руж али его. Однако той трепетной боязни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2