Сибирские огни, 1974, №1
ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ ВПЕРЕД.. 169 жизнью стариков. В этом смысле Петру Ивановичу расходы не угрожают. Не то чтобы он выискивал трудности специально — такого «греха» Воронин за собой не пом нит, но когда судьба сводила его с ними, не пятился, не искал кустов, в которых можно бы отсидеться. Н адо сказать, литературные наклонности проявились у Воронина еще на школьной скамье, и этим определился выбор вуза, в который юноша направил свои стопы пос ле десятилетки: Московский институт фило софии, литературы, истории. Но проучился он всего лишь год: грянула война, и Петр добровольцем пошел на фронт. Фронт — понятие обширное, оно включает в себя и вынесенные на самый передний край огневые точки, и отодвинутые на ки лометры от передовой тыловые подразде ления. Доброволец Петр Воронин выбрал самое трудное — пулеметный расчет. Вы брал, хотя и знал, что за пулеметчиками днем и ночью охотятся вражеские снай перы. В сорок третьем Воронин был ранен, кон тужен и попал в госпиталь, но подлечив шись, снова попросился на фронт и опять — к пулемету. Через год — второе ранение, и теперь врачи вынесли приговор: «Спи сать!». Кем вернулся он к мирной жизни? Недо учившимся студентом, мечтающим о литера турном труде. Продолж ать учебу в Москве не было возможности. Петр уехал к родите лям в Комсомольск-на-Амуре и стал лите ратурным сотрудником городской газеты. Когда окончилась война, Воронин поехал доучиваться, но не в Москву, а в Хабаровск — в педагогический институт. Однако сту денчество продолжалось недолго: осенью 1946 года Петр Воронин стал сотрудником краевой газеты «Тихоокеанская звезда», а затем — редактором молодежной газеты. Институт он окончил заочно. В начале 1952 года он переезжает в Ново сибирск корреспондентом «Комсомольской правды». Собкор «КомРомолки» — это высокое до верие и высокая ответственность перед мно гомиллионной читательской аудиторией, пе ред дотошной и требовательной молодеж ной аудиторией. И Воронин поставляет на газетные страницы полновесный ж урналист ский материал. Его безоглядная готовность выполнить любое редакционное задание в сочетании с литературным мастерством обеспечили молодому журналисту заслу женный авторитет в редакции. Д а, он приехал сюда как газетчик, но в нем уж е вызревал писатель, тяготевший к большим литературным формам, к не спешной и вдумчивой работе над словом. В 1953 году Петр Воронйн перешел на рабо ту в редакцию ж урнала «Сибирские огни». В этом ж е году увидело свет первое его крупное произведение — роман «В дальней стороне». Географически роман привязан к Дальнему Востоку, тематически — к де лам дальневосточных лесников, к их «узковедомственным» нуж дам и забо там, но проблемы, волнующие героев произ ведения, далеко выходят за его рамки, ибо развернувш аяся на лесоучастке борьба за новое, передовое, воспринималась как обще сош н ое явление, как знамение времени. Начиная с этого момента, он работает как профессиональный литератор, выпуская книгу за книгой: «Говорящая рыба», «В дни великой страды», «Трудное хозяй ство», «На верном пути», «Про Васю», «Разговор о любви», «Пришла любовь». Это — сборники рассказов, очерки, роман. Шесть лет кипучей работы. Невозможно в короткой статье охаракте ризовать все произведения этого периода, но на одном из них, как мне представляется, просто нельзя не остановиться. Я имею в виду очерковую книгу «Трудное хозяй ство». Испытание на стойкость, человек перед лицом трудностей — эта линия, отчетливо проступающая во всем творчестве Петра Воронина, в книге «Трудное хозяйство» вы является с особой силой. Большие трудно сти переживало в ту пору наше сельскохо зяйственное производство, партия и прави тельство разрабатывали пути и методы его подъема, и для писателя было важно оты скать, разглядеть в гуще жизни зачатки бу дущих сдвигов. Отыскать, разглядеть не во обще в сельскохозяйственном производстве, а в конкретном хозяйстве, где живут и тру дятся конкретные люди со своими характе рами, со своими сильными и слабыми сторо нами, с достоинствами и недостатками, не застрахованные от ушибов, но умеющие ле чить ушибы на ходу, без «больничных лист ков», умеющие не паниковать, не пятиться, не прятаться за широкую спину правитель ства. «Правительство ведь не в состоянии принимать постановления специально для каждого колхоза,— рассуждает в беседе с заводским инженером председатель кол хоза Андрей Павлович Петренко.— Н адо и нам, руководителям, думать, ох, как мно го думать. И я думал...» Образ думающего, ищущего человека, по ставленного во главе «трудного хозяйства», встает на страницах книги во весь рост. И понимаешь, что именно на таких людей могут смело опереться партия и правитель ство в своей гигантской работе, направлен ной на подъем благосостояния народа. Глубокое изучение писателем жизненных явлений, проникновение в самую их суть со провождается у Петра Воронина тщ атель ной отделкой написанных в эти годы произ ведений, высокой требовательностью к себе, как к художнику слова. Все виды оружия из литераторского арсенала привлечены на службу, поставлены в строй, чтобы помочь как можно более полному выявлению автор ского замысла. В том же «Трудном хозяйстве», произве дении, так сказать, весьма «деловом», очень к месту оказываются страницы, согретые ли рическим настроем: «Ночью прошел короткий, но сильный дождь. Новая тесовая крыша избы стала желтой, точно ее натерли воском. Кирпичи дымовой трубы казались влажно-красны ми в потоке солнечных лучей. Н а листьях подсолнухов, которые росли рядом с избой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2