Сибирские огни, 1974, №1
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАБОТЫ СЕРГЕЯ ЗАЛЫГИНА 167 красивое и пропорциональное дерево, не су ществующее в природе, это всего лишь «уга данный нами замысел природы, ее норма в идеале». Особенность позиции Чехова в том, что вся его ф антазия сосредоточена «в не обычном до сих пор направлении — не к ис ключительности, а к норме, к тому замыслу природы, который она сама не сумела осу ществить». С этого довольно ясного момента и начи наются залыгинские «туманности». Первая. «Гений нормы» — результат усложненности века, его множественности: «количество людей удваивалось, утраива лось, и вот уж е слишком много стало чело веческой истории»: «много событий», «мно го техники и наук», «много отношений м еж ду людьми —■личных, общественных, соци альных, национальных, религиозных...». Н а лицо историческая обусловленность искус ства Чехова, зашифрованная автором . Вторая. В неизбежном взаимодействии жизни и искусства следует отдать предпоч тение в условиях усложненности и множе ственности искусству нормы, так как норма, будучи обращена к материалу повседневно му, массовому, «тоньше, спокойнее разли чает... бунт искусства против консерватизма жизни и против консерватизма своего соб ственного», «и легче, и точнее, и незлоби вее, чем исключения друг у друга, учится у всех них, у нее точнее и объективнее от бор, она чаще сдерж ивает себя, реж е и оп рятнее отвергает», «героическое ей слишком просто свести к повседневности, зато в по вседневности она способна увидеть ту зн а чительность, которой с легкостью пренебре гает романтик». Бунт против консерватизма жизни и са мого искусства, столкновения берутся как нечто само собой разумеющееся, без чего немыслимо искусство. Здесь все направлено, против сладкописи, льстивости, помпезности, здесь звучит непременное требование к ис кусству — быть объективным и морально чистым, опрятным, а в этом «зато» — целая программа: и сегодня чрезвычайно важно в повседневном увидеть значительное, уло вить «тревогу естественности за искусство, искусства — за естественность», понять, что твоим «полномочным представителем» я в ляется «не идеальный герой и не герой, иде ально выражающий мысли автора», а само искусство, в котором «каждый и слышит обращение искусства к нему, как к челове ку, как к человечеству». К аждый — в этом суть дела, ибо само назначение искусства, как его понимает Чехов, «и позволяет ему каж дого включить во всеобщий процесс мед ленного рождения человека и человечества». Чехов естественно вписывается в катего рии современных требований, обусловлен ных рождением такого явления, как челове чество, того самого «множества», о котором настойчиво говорит С. Залыгин. Чеховское искусство потому так созвучно нашим сего дняшним борениям и сомнениям, что оно действительно обращено к каж дому из мно ж еств и что, «подвергая сомнению мир, оно... не могло сделать исключения длй са мого себя, порожденного тем ж е то и дело сомнительным миром». Подвергать сомнению и самого себя — это опять-таки на редкость своевременная мысль, позволяющ ая поразмышлять и'ад жгучим вопросом: а не есть ли это опреде ление, по контрасту, одного из’ существен ных пороков того нашего искусства, кото рое то и дело демонстрирует свою уверен ность в том, что лишь оно владеет непрере каемой истиной? Сколько уж е таких бес спорных произведений кануло бесследно в Лету! Таким образом, какого бы вопроса ни к а сался С. Залыгин, он у него непременно сопрягается с современным пониманием н а значения, цели и формы искусства. Широк диапазон литературных забот С. Залыгина, высок профессиональный у ро вень мастерства Залыгина-критика, значи телен его вклад в разработку современных теоретических проблем литературоведения и критики. И радостно сознавать, что наш современник Сергей Павлович Залыгин, пи сатель и ученый, во всеоружии : знаний и творческого опыта продолж ает насущно нужную сегодня плодотворную работу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2