Сибирские огни, 1974, №1
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАБОТЫ СЕРГЕЯ ЗАЛЫГИНА 165 постепенно и незаметно для нас переходил к постановке общих проблем, которые можно обозначить как «человек и общество» или «человек и природа». И зображ ая наше прошлое — гражданскую войну или собы тия 30-х годов—он говорил и о том, что вол нует нас сегодня, о том, что необходимо за думаться над темой «человек и революция». И теперь, когда он опубликовал книгу об Антоне Павловиче Чехове, он снова пред стал перед нами как писатель, решающий более общую задачу, чем простое литерату роведческое исследование о творчестве ге ниального художника, задачу, которая мо ж ет быть сформулирована как «человек и искусство». Эта способность рассматривать явления и факты жизни, которые он исследует, с точки зрения общих вопросов бытия, спо собность извлекать из них, простых и част ных, общие закономерности, которые так или иначе определяют в конечном счете на шу жизнь,— одна из существенных особен ностей творчества С. Залыгина, позволяю щ ая сказать, что мы имеем дело с философ ской прозой нашего времени не только по существу, но и по своей форме. Нетрудно заметить, что С. Залыгин в своих произведениях изображ ает не столько действующего героя, сколько героя р аз мышляющего. Он обязательно из самого обыденного факта пытается извлечь его смысл, вытащить его на поверхность непре менно через полемическое столкновение двух или более разных по характеру лю дей. Вспомним его очерки, доставившие пи сателю известность,— «Весной 1954 года» и «Красный клевер». В первом из них хозяй ственный руководитель нового типа Баш ла- ков утверж дается в своих принципах в сло весном поединке то с Пислегиным, то с Па- устовым. Он утверж дается как человек, мыслящий широко и перспективно, которо му чужды и пислегинская изворотливость и Паустовская собственническая односторон ность. Еще более ярким оказался партийный ру ководитель Баж енов в очерке «Красный клевер». Тут уж е совсем «просто»—изобра ж ается заседание бюро райкома с поста новкой не обычных вопросов, а тех, что «пря мо из жизни, прямо с колхозного поля» са ми просятся на авторитетное и всесторон нее обсуждение. Собрание, обсуждение... Что мож ет быть более противопоказано ху дожественному произведению! Сколько раз иные писатели спотыкались на этом необхо димом им по ходу событий собрании! Одна ко за тем, что происходит на заседании партийного бюро у Залыгина, мы следим с огромным интересом и неослабевающим вниманием. И потому, конечно, что изобра ж ает его художник, и потому, что здесь ри суется оригинально, творчески мыслящий партийный руководитель. Нас увлекла са ма мысль его, развивающ аяся неожиданно, остро, глубоко. В повести «На Иртыше», в романах «Тро пы Алтая» и «Соленая Падь» явно замедле но действие. Но как пространны речи героев этих произведений, как необычно увлечены они полемикой или выражением своих прин ципов жизни, своих верований! Совершенно очевидно, что С. Залыгин — поэт мысли, а не действия, если, разумеет ся, не принимать в расчет действенность самой мысли. Книга «Мой поэт» — книга о Чехове, как его видит сегодня Залыгин, и в то ж е вре мя это исповедание своего «символа веры» в трудном искусстве слова. Этим-то она прежде всего нам и интересна. В свое вре мя у нас писали «Охранную грамоту» (Б. Пастернак) и «Сумасшедший корабль» (О. Форш), в наше время — «Мой поэт» и «Мой Дагестан». Ж анрового открытия здесь пет. Есть одинаковое беспокойство писате ля за судьбу литературы, за судьбу искус ства в наших небывалых условиях, есть одинаковое ж елание осмыслить то, что сам художник делает и что вокруг происходит. С. Залыгин то и дело выходит за пределы чеховских произведений, чеховских идей, так как на самом деле не писал ни биогра фии писателя, ни исследования о его твор честве. По ходу размышлений об особенно стях внутреннего мира Чехова и его пони мания литературы, Залыгин говорит то о подтексте, то об исповедальной прозе, а то о неприятии того искусства, которое давно уж е стало безответственным. Злободневно и полемично звучат многие его утверж де ния. «Откровенность, меланхоличность его (Ч е хова,— Н. Я.) искусства, видимое отсут ствие в нем строгого сюжета и старания убедить — зам етят многие. Зам етят и даж е усвоят. ...Но не зам етят при этом и не усвоят чув ства тревоги за человека, ответственности за него... Вдребезги разбивается рояль, об ломки ж е выдаются за новое слово искус ства, за необыкновенное открытие, за со вершенную и самую современную конструк цию». Тут ж е с не меньшей страстностью и убе жденностью скаж ет С. Залыгин о сущест венном пороке искусства настоящего и про шлого: «Нам известно и такое искусство, кото рое угождает, льстит человеку. — Чего вы ж елаете, голубчик,— мож ет быть, счастья? Равенства? Святости? Т а ланта? Знаний? Не надо ли еще чего-ни будь? П роявляйте вкус и сознательность: требуйте! желайте! Наш доктор не выдумывал ни себя, ни других, никому и ничего не обещал. Он ста вил диагноз. А это — лучший и самый чест ный способ обещать». Что такое льстить человеку? Это значит льстить обществу, времени, в которое оно существует, это значит льстить своей эпохе, словно человеку в дни его преуспеяний ни чего не остается, как увенчать себя л ав р а ми. Ставить диагноз — это значит изучать свою эпоху спокойно, объективно, историче ски, всемерно поддерживая ее здоровые со зидательные силы и не закры вая глаз на ее болезни. С. Залыгин яростно выступает про тив «льстивого» искусства, ибо оно несов местимо с подлинным искусством, искусст вом правды. «Героичного героя» мы до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2