Сибирские огни, 1974, №1
158 Н. ЯНОВСКИЙ доксальных утверждений. Одна из этих ста тей — научно-публицистическая, в ней под робно говорится об органической взаимосвя зи жизни и литературы; другая — моногра фическая, но с выделением главенствующей в творчестве писателя особенности с ориги нальным, непривычным для такого рода р а бот построением; третья — о животрепещу щих проблемах развития современной лите ратуры, потому и носит подзаголовок «теку щие заметки». Если приглядеться к после дующему десятилетию работы С. Залыгина в области критики и литературоведения, то она, в сущности, в этом ключе и продолж а ется. К этому необходимо добавить ту ее особенность, которая хорошо проявилась уже в статье «Работая над очерком». Л . Л а- влинский в журнале «Друж ба народов» удачно назвал ее «струей профессионально го лиризма». В этих статьях впервые в пол ный голос заговорил С. Залыгин как уче ный, публицист и писатель. В своих художественных произведениях тех лет С. Залыгин с особенным пристра стием писал о земле, о природе, о людях, осваивающих и преобразующих землю, изу чающих и познающих законы природы. Гидротехник по образованию, ученый по складу мышления и писатель по призванию, он не мог не заинтересоваться сельским хо зяйством, гидрологией и целым комплексом природоведческих дисциплин, так или ина че с крестьянским хозяйством связанных. Совсем не случайно именно он выступил с обоснованными статьями по поводу нецеле сообразного затопления земель в ходе стро ительства новых гидроэлектростанций в Си бири. Но свои размышления о природе и че ловеке — в их постоянной и далеко идущей взаимозависимости — С. Залыгин концент рированно и многогранно вы сказал в статье «Писатель и Сибирь», до сих пор остающей ся одним из наиболее значительных писа тельских выступлений по насущным пробле мам современного развития общ ества и ли тературы. Проблема «человек и природа» стала в ряд первейших актуальнейших проблем вре мени, если учесть революционные социаль ные изменения в жизни человечества, если учесть те изумительные научные открытия, которые уже осуществлены, и те, которые скоро будут завершены. И эти весьма х а рактерные для нашего времени явления С. Залыгин считает чем-то вполне естествен ным, вытекающим из особенностей развития современного общества. «В понимании дей- стви гельности, «как было» и «как есть», у современного человека обязательно присут ствует сознание того, как «должно быть». Это утверждение интересно и значитель но сегодня, так как ему сопутствуют два таких существенных положения: «...Чем дальше человек продвигается в на учном понимании природы, тем объемнее и многограннее становится у него восприятие природы, в том числе и эстетическое... П о знание самого себя человек теперь уже прочно связывает с познанием окружающей его природы...». И второе: «...Чем больше человек постигал все то, что он называет тайнами природы, тем он больше ощущал себя самого, причем — р аз дельно с природой». Если первое положение в той или иной форме высказывалось, точнее — висело в воздухе как нечто само сабой разумеюще еся, то второе — по-залыгински точное и тонкое, оно приоткрывает истинную причи ну тех действий человека, которые долгое время объединялись понятием — «борьба с природой». Позднее, уточняя и обосновывая мысли, высказанные в этой статье, С. З алы гин будет формулировать их еще определен ней: «Бороться можно и нужно со стихией, когда она приносит бедствия, наводнения или землетрясения, но почему меня призы вают бороться с природой вообще, благами которой я пользуюсь повседневно и части цей которой я сам являюсь,— это непонятно и не имеет смысла». А вся стройная система рассуждений пи сателя потребовалась ему, чтобы сделать выводы, которые имеют ныне первостепен ное значение как для общ ества в целом, так и для его литературы: «Природа — отнюдь не неиссякаемая кла довая и не скатерть-самобранка; если мы что-то берем от нее, что-то используем из ее ресурсов, мы обязательно сталкиваемся как бы с контръявлениями и процессами, кото рые затем последуют. Это неизбежно, и бы ло бы нелепо заранее перед этим отступать, Но предвидеть необходимо, и одна из сто рон всей той деятельности человека, кото рая называется у нас покорением природы, одна из сторон человеческой сущности во обще как раз и состоит в предвидении бу дущего. Чем дальш е, тем больше эта сторо на долж на развиваться». И приведя ряд примеров, где эта сторо на человеческой деятельности мож ет разви ваться сегодня особенно интенсивно' и где «мы можем получить очень большой эффект или всерьез просчитаться», он воскликнет: «Вот где человек действительно долж ен быть провидцем, вот где люди самых р аз личных специальностей должны найти об щий язык и прийти к общему мнению! Р а з личных специальностей — в том числе и ли тераторы, своими средствами утверж даю щие или разубеждающие, но в любом слу чае воспитывающие чувство предвидения». Д л я литературы эти мысли важны еще вот почему. Был период в нашем литерату роведении, когда мы к пониманию творче ского метода советской литературы подхо дили с умозрительными построениями о так называемом «слиянии» реализма и роман тизма. Д л я С. Залыгина, как мы видим, ха рактерны другие принципы нужных обобще ний. Он исходит из потребностей современ ного человеческого общества, которые в ко нечном счете определяют и задачу литерату ры и ее метод — воспитывать чувство пред видения, прозревать будущее в его реальном революционно-преобразовательном значе нии. Следует обратить особенное внимание чи тателей на то, что говорит С. Залыгин о по нимании им пространства вообще, и, в част ности, по отношению к сибирскому прост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2