Сибирские огни, 1974, №1
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАБОТЫ СЕРГЕЯ ЗАЛЫГИНА 157 бе очерк, д аж е критический, о советском человеке, в котором автор ставил бы целью помешать жить и работать своему герою». После появления первых статей С. Залы гина по литературе пройдет едва ли не больше полутора десятка лет, и он вернет ся к тем ж е мыслям, но развернет их на но вой основе и с новым прицелом. В статье «Рассказ и рассказчик» (1971) С. Залыгин, отвечая на вопрос— что же влечет совре менного советского писателя к деревенской теме? — в числе других ответов назовет и такой: «В селе возникли совершенно новые социальные фигуры и типы, новые для че ловечества — такие, скажем, как председа тель колхоза, бригадир, колхозники, в них наиболее трудно и сложно сосуществует прошлое и настоящее, и вот именно этой сложностью и новизной они и привлекают писателя..,». Как видим, иной не только повод, но и масштаб. Не менее решительны и уточнения, прозвучавшие в статье «Искусству много дела на земле» (1963): «...Литература од на — собственными силами — не способна предотвратить те или иные общественно исторические события и процессы — она только раньше других их улавливает, объ ясняет, угадывает их возможные последст вия. Что мне каж ется еще необходимым — она должна находить в явлениях их про грессивные стороны и всеми силами ста раться эти стороны развить... Существует факт, развивается общественный процесс, а писатель вносит свою собственную худо жественную лепту в их объективное пони мание». Вернемся, однако, к литературно-критиче ским выступлениям С. Залыгина пятидеся тых годов. В это время он сравнительно ча сто пишет и печатает рецензии: «Книги од ной области», «Об альманахах и по поводу альманахов», «Новые имена в «Сибирских огнях», «Близко к сердцу» (о книге для де тей Л . Д авы ды чева), «Памятные места» (о краеведческой книге А. П алагаенкова), да и статья «О товарище, который старше ме ня» — не более как кратенькая характери стика творчества забытых или полузабытых писателей Сибири. Все это само по себе бы ло нужным, но никак или почти никак не выделялось из потока рецензентной литера туры, и «если бы не подпись,— как заметил однажды С. Залыгин,— никогда нельзя бы ло бы угадать — кто ж е выступает: писатель или литературный критик». Наиболее содержательной и специфиче ски писательской была статья «Работая над очерком», где речь идет об особенностях ж анра и о конкретном опыте очеркиста. Ценны своими обобщениями, как уже гово рилось, статьи «О ненаписанных рассказах» и «Мысли после совещания» («Деревен ская тема»). Что касается анализа «Пове сти о директоре МТС и главном агрономе» Г.- Николаевой, то он как-то потускнел, как потускнела для нашего времени сама по весть. Образ Насти Ковшовой, при всей его живости, так и не стал открытием характе ра. С татья со строгим названием «Критик или рецензент?» и тогда, в 1959 году, вызывала все-таки некоторое недоумение и сейчас вряд ли может нас удовлетворить. К кому, например, обращен этот грозный вопрос? Если к профессиональному критику, то он задолго до статьи С. Залыгина знал, что обобщения, новые мысли, изучение творче ства отдельного автора в динамике его раз вития и с учетом всего литературного про цесса в первую очередь характеризуют ка чество его работы, и объяснять ему, что «критический ж анр рецензией далеко не ис черпывается» как-то странно. Если вопрос обращен к печатным органам — поменьше рецензий и побольше статей! —- то и в 1959 году рецензия в этих изданиях не господст вовала, совсем наоборот —- рецензий недо ставало: в поле зрения «рецензентной» кри тики попадала вряд ли четвертая часть всех издаваемых книг и журнальных публика ций. Не точнее ли было сказать, что крити ка вообще была далека от «господства» на страницах газет и журналов? Может быть, рецензии совсем не нужны, коль скоро, как уверял читателей С. Залыгин, «собственное произведение автор в большинстве случаев понимает неплохо и без помощи критики»? Ничего подобного. «Рецензия нам не то что нужна,— тут же говорит Сергей Павлович, — она необходима, как воздух». Вероятней всего, и в 1959 году, как и се годня, следует говорить, ставить вопрос не о том, что рецензия вытеснила статью, и не о том, чего надо больше — статей или ре цензий,— а о качестве тех и других литера турно-критических жанров. Суть дела не в том, что господствовала в критике рецензия (если иметь в виду количественную сторону, то она и должна господствовать!), а в том, что начала занимать преимущественное по ложение плохая рецензия-штамп, та самая, которая, по меткому выражению С. Залы ги на, «ограничена ведомственно-утилитарными рамками». Если профессиональному крити ку отвечать на поставленный С. Залыгиным воп рос— или-или, то в интересах литерату ры надо отвечать: «...и рецензент!» —- ибо от того, что все пишут рецензии, ж анр этот в умелых руках не утратил ни своей привле кательности, ни своей силы и действенности. Иначе сказать, этот начальный период критической деятельности С. Залыгина (примерно 1954— 1960 годы) не отличался чем-то особенным, новым и оригинальным, хотя уже и представлял интерес для харак теристики творческого лица писателя. Подлинно залыгинские выступления по вопросам искусства и литературы, как мы их теперь, в 1973 году, имеем возможность полностью представлять (и сопоставлять, естественно), начались со статей шестидеся тых годов. В статьях «Писатель и Сибирь» (1961), «Мастерство писателя-фольклори- ста» (1962), «Искусству много дела на зем ле» (1963) определились в достаточной ме ре и любимые ж анры выступлений С. З а лыгина, и своя глубоко продуманная пози ция, и свой стиль, сочетающий в себе науч ную строгость и точность с живой разговор ной интонацией, без малейшей попытки «унизить» читателя облегченным изложени ем смелых сопоставлений, сложных, иногда — то по видимости, то по существу — п ара
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2