Сибирские огни, 1974, №1
156 Н. ЯНОВСКИЙ тором написано, все будут знать, что он должен сделаться другим... А что еще мо жет человека переделать, если не это?». Но в этом трогательном преувеличении есть свой смысл. Он — в высокой ответственно сти писателя перед своим народом. Писа тель не может забывать, как не забывает об этом пожилой рабкор, что работает он во имя счастья всех людей. Рано или поздно почти каждый крупный художник приходит к необходимости осмыс лить свой творческий опыт, определить свои исходные позиции в искусстве. У Сергея Павловича Залыгина, шестиде сятилетие которого мы сегодня отмечаем, это случилось «рано» — он давно уже вы ступает с работами о литературе и искусст ве, пишет рецензии, проблемные статьи, своеобразные монографические очерки о пи сателях, чем-либо интересных или близких ему. После более чем десятилетнего выступле ния с рассказами и очерками у писателя ро дилась потребность высказаться по вопро сам теории и практики этих жанров. Так по явились первые статьи «О ненаписанных рассказах» (1954), «Работая над очерком» (1954), «Размышления очеркиста» (1955). Как специальный корреспондент, писатель прожил в Китае несколько месяцев. В ре зультате не только издана книга очерков о Китае, но и статьи «Заметки о китайском искусстве» (1957), «Прочитана книга» (1958), «О китайском балете» (1959), «Сло во о Л у Сине» (1961), не говоря уже о том, что в самих очерках мы то и дело встреча емся с деятелями литературной науки или народного искусства, знакомимся со взгля дами писателя на некоторые явления китай ской литературы и фольклора. В процессе работы над романом «Тропы Алтая», где, как известно, центральная про бл ем а— человек и природа, создана статья «Писатель и Сибирь» (1961), в которой С. Залыгин, уже как ученый, ставит ту ж е проблему, но применительно к самой лите ратуре. Обращение С. Залыгина к истори ческим темам в повести «На Иртыше» и в романе «Соленая Падь» в этом смысле то же не проходит бесследно. Обнаружилось огромное количество вопросов, которые на до было решить писателю практически, но, естественно,^ через их теоретическое осмыс ление. И сейчас с выходом таких книг, как «Мой поэт» (1969), «Интервью с самим со бой» (1970) или «Литературные заботы» (1972), творчество С. Залыгина уже нельзя рассматривать вне этой стороны его лите ратурной деятельности. В сущности, пафос первых статей и вы ступлений С. Залыгина по литературным во просам заключался в том, как наиболее эф фективно практически осуществить высокое общественное назначение литературы. И первое, что он выделяет, это непосредствен ное, заинтересованное и увлеченное участие писателя в жизни народа. «Я понял,— ут верждает он,— почему, будучи великими пи- сателями, Толстой учительствовал, Чехов занимался врачебной деятельностью, Л ер монтов оставался офицером... Им недоста точно было обозревать жизнь. Им нужно бы ло участвовать в ней...». З ад авая свой пря мой вопрос — «Можно ли с увлечением на писать о жизни, не увлекаясь самой ж из нью?» — С. Залыгин целит значительно дальше, чем поначалу это каж ется, учиты вая риторический характер вопроса. Ну кто ж е рискнет ответить на него отрицательно! Естественно, что сам писатель отвечает: «...Не будучи увлеченным событиями, вряд ли можно их художественно изобразить». Но логика ясного ответа оказывается шире простого «да». С. Залыгин связывает его с активно обсуждавшимися тогда вопросами о бесконфликтности, о лакировке, об увлече нии производственной стороной дела в ущерб социально-психологическому изобра жению действующих лиц произведения, о критическом направлении в литературе, о положительном герое в ней. Потому-то он здесь же, в статье «О ненаписанных расска зах», скаж ет: «Бесконфликтность и наду манные конфликты и сюжеты, увлечение производственными процессами и поверх ностное описание таких процессов — все это даж е при наличии действительного таланта порождается либо незнанием жизни, либо боязнью показать жизнь правдиво, с увле чением». А в выступлении на дискуссии «Новое в колхозной деревне и задачи худо жественной литературы» он так будет раз вивать эти мысли: «Критиковать — сказать, что вот и это плохо и то неладно в колхо зе,— не так уж трудно. Труднее другое. Нам нужно, чтобы писатель чувствовал се бя участником дела, обязанным ответить еще на вопрос: а как в данных конкретных условиях нужно сделать, чтобы было луч ше?.. Значит, на все явления, о которых го ворит писатель, он должен иметь свою точ ку зрения... Незнание жизни, недостаточное вторжение в жизнь, отрыв от жизни — все это одна формула: отсутствие точки зре ния». От писателей С. Залыгин требовал самого главного: знания жизни, активного в ней участия, выработки своего отношения к изу чаемым явлениям, но всегда с точно обо значенной целью: «Литература наша и ут верждает и критикует — это и ее право и еэ обязанность, а цель и в том и в другом од на — содействовать развитию нашего обще ства». Нетрудно обнаружить, как эта мысль ор ганично перекликается с мыслями председа теля колхоза из рассказа «Первый шаг» или рабкора из очерка «Рабкор»; но у С. Залы гина есть еще один важнейший поворот этой ж е мысли. У тверждая, что писатель кровно связан со своим народом, требуя от него содействия развитию своего общества, С. Залыгин еще и верит в этого председате ля, в этого рабкора, в этот народ, так как убежден: «В народе живет точка зрения на все вопросы его собственной жизни, и нуж но уметь ее узнать... Эту точку зрения мож но выработать, только постоянно прислу шиваясь к голосу народа». В свете этих требований разговор о поло жительном герое возникает у С. Залыгина естественно и неотвратимо, причем в такой активно-наступательной форме: «...Ведь трудно, просто невозможно представить се
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2