Сибирские огни, 1974, №1
Н. Яновский ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАБОТЫ СЕРГЕЯ ЗАЛЫГИНА В 1954 году у С. Залыгина появился рас сказ «Первый шаг». Думается, совсем не случайно он создан в момент первых вы ступлений писателя о литературе. Рассказ этот — о деревенском учителе, опубликовав шем свое первое художественное произведе ние в местной газете. Факт сам по себе ни чем не примечательный, но обернувшийся для всех — героев и читателей — весьма значительными последствиями. Дело в том, что реальные прототипы героев рассказа, названные, разумеется, другими именами, узнали себя, и на очередном заседании правления колхоза потребовали со всей на ивно-уморительной прямотой, чтоб было вы несено решение: «Машка, про которую в га зете написано, это не я!». Степанидин све кор, тоже изображенный в рассказе, настаи вает на том же, пространно доказы вая, что он не мог говорить так «бессовестно», то, что ему приписано, и т. д. Учителю при шлось теоретически объяснять элементарные с нашей точки зрения вещи: «Автор вовсе не обязан написать только о фактах, кото рые он сам видел. Но поймите — все-таки он должен написать правду!». Учитель за икается, так как он не ож идал именно та кого обсуждения рассказа, смущается, так как сам вынужден называть рассказ «худо жественным произведением», тем не менее продолжает: «— В каждом... будем говорить прямо... художественном произведении есть домы сел. Я, как автор, могу и выдумать, могу домыслить эту правду. Ради нее!». Но — куда там! Крикливый дед опускает смысл — выдумать ради правды — и под хватывает для него самое важное: «— Ага,— взвился, потрясая руками над головой и разм ахивая газетой, дед Стри- жецкий.— Ага! Все слыхали: выдумал! Сам говорит: «Выдумал!». Прошу записать эти слова в протокол! Все слыхали —- признал ся! Прошу записать и выдать выписку из протокола! Прошу! Справку!». Учитель хотел продолжить свои объясне ния, но не так-то просто перекричать Стри- жецкого да и всеобщий шум поднялся, вот тут-то и возмутился председатель колхоза. «— Стоп, товарищ писатель! — сказал он.—-Ты что это такое здесь говоришь? П р а в д а— и, значит, все! Точка! А как ты до этой правды дошел, как ее раскопал,— это дело твое, и не деду Стрижедкому с те бя допрос снимать! А что же ты за свое произведение не стоишь? Это не тебе, так нам нужно! А вам, гражданин Стрижецкий... вам справочку выдам... Выдам, выдам, вы д а м !— вдруг он перешел почти на крик: — «Дана настоящая Стрижецкой Степаниде и Стрижедкому Степану Федотычу в том, что М ашка-прогулыцица, про которую написано в газете «Колхозник» за 21 августа сего го да,— это и есть сама граж данка Степанида. И что дед Строков, пропечатанный в этой же газете, тоже есть в действительности Стрижецкий Степан Федотыч!». Вот так! Ш тамп нужно на справке — поставлю! Пе чать просишь — поставлю! Мало одной пе чати — две поставлю. И подпишусь!». Т ак председатель колхоза, не вдаваясь в теоретические дебри, наглядно объяснил начинающему писателю общественную зна чимость его литературной работы, характер и цель литературы, ее важное место в ж из ни общества. Во-первых, нужна правда, во- вторых, пока ты ее добывал, это дело твое, а добыл и напечатал — это уж е дело наше, общее, родное, и ты, в-третьих, не имеешь права от этой правды отступать, отказы ваться, если даж е захочешь. Эта же мысль отчетливо прозвучала в очерке С. Залыгина «Рабкор» (1955). Она выражена старым уж е человеком, рабкором, преувеличенно верящим в безотказно и мгновенно действующую силу печатного слова: «К акая у вас сила! О человеке, о ко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2