Сибирские огни, 1974, №1
154 ВЛАДИМИР КАНТОРОВИЧ защитность урож ая перед прихотями при роды, перед сорняками и вредителями. О т нявший право поступать согласно обстанов ке, теряет право взыскивать. Родилась по рука безответственности. Таково родосло вие шаблона» («Русская пшеница»). И л ь я З в е р е в — как бы полная проти воположность склонному к строгим логиче ским построениям Ю. Черниченко. Он всегда одержим страстью. В «Рассказе бывшего щенка» Зверев кается в грехе начинавшего газетчика, тиснувшего в печать «Подвиг на заре», очерк о двух рабочих, которые зал ез ли в горячий котел и с риском для жизни устранили аварию, чтобы не задерж ать пуск агрегата. Но потом, узнав, что вся эта история затеяна была ради красоты с в о д- к и, ибо в агрегате еще полгода не было ни малейшей нужды, И. Зверев не щ адит себя: «Я был щенком. Может быть, я был и д у рак. Но я не был сволочь. И я сгорал со стыда, вспоминая, как прославил этого гада Фомина, начальника котломонтажа, кото рый сделал, оказывается, вот такую под лость (против здравого смысла, против ж е лания рабочих). Я еще написал, что он по- хсж н i доброго медведя, и дружеской рукой воодушевлял... И еще что-то такое там вя кал насчетсвоей ноши, которая не тянет»... В «Сути дела» А н а т о л и й А г р а н о в с к и й доказывает (предельно убедительно, на конкретном примере аварии и подвига машиниста), что читателю публицистики тоже нужны доказательства, нужны резоны, проверка фактов. Говоря профессиональ ным языком, «писатель обязан провести р а с с л е д о в а н и е д а ж е п о д в и г а » . И еще одтн пример своеобразнейших «за меток писателя», выросших до масштаба «Трудной книги». Характеристику этого за хватывающего произведения Григория М е дынского я заимствую у Н. Атарова: «...попробуй, задайся вопросом и очень простым, и очень сложным: как ж е условия нового общественного строя, с его самооче видным торжеством человечности... совмес тить с наличием в его недрах, в его отстой никах несчастных жертв собственного ма лодушия, заблудших пьяных душ или даж е презренных выродков... Задайся этим воп росом и пиши трудную книгу ответов — ни чего не устрашась: ни многосложности этих ответов, ни риска даром потерять годы, ни иронического сочувствия некоторых товари щей, которые попрактичнее... Задум ав та кую книгу, бросай в ее топку тысячи писем «туда» и «оттуда», соедини в ней все голоса и шепоты своей писательской исповедаль ни... К черту все соблазны красивой худо жественности, в конце концов, ты не гений искусства, скорее ты Ферсман или Флам- марион социальной жизни. Единственный ориентир — гражданственность... Копить в читателях запасы веры в успех правоты, как бы ни была трудна и утомительна борьба за нее, запасы веры в собственную честную ли нию жизни». Подвож у итог. В стихии русского советского очерка от четливо обозначилась и пользуется попу лярностью выполняющая особую функцию э с с е и с т с к а я линия. Она проникает и в произведения монументальных жанров. Эссе -— не тождественен художественному очерку, как часть не может вместить в себя все признаки, все содерж ание целого. Эссе наделен очевидными особенностями, выде- лящими его из других разновидностей («под- ж анров») очерковой литературы. Притом— это характерно и для очерка в целом — крайне трудно вместить все признаки эссе в' одно определение, претендующее на дефи ницию. Тем более следует учесть общие тенден ции литературного процесса. Акадаемик Д . Лихачев проследил многовековые напра вления в русской и мировой литературе и спроецировал на будущее дальнейшее их развитие. Он предвидит: в о з р а с т а н и е л и ч н о с т н о г о н а ч а л а и г у м а н и з м а (обращение к человеку), с б л и ж е н и е ж а н р о в , п а д е н и е у с л о в н о с т и в ы м ы с л а , п о в ы ш е н и е с т е п е н е й с в о б о д ы т в о р ч е с т в а , и с ч е з н о в е н и е з а п р е т н ы х т е м в и с к у с с т в е , которое стремится сравняться с са мой действительностью по количеству сто рон и аспектов. Замечено, что некая сила выталкивает по- истине оригинальные и талантливы е произ ведения из канонических ж анровых рядов. Пож алуй, эго в первую очередь наблю дает ся именно в очерке, в сугубо индивидуаль ном эссе. Анализ ряда произведений, проде ланный в этой статье, служит еще одной иллюстрацией мысли, что именно эссе дано с наибольшей силой выявить различия писа тельских индивидуальностей, ведь каждый из них можно рассматривать еще и как ав топортрет автора. Тем не менее, я убежден, что сколько-ни будь цельный — строгий и глубокий — р аз бор литературного произведения (хотя бы и эссе) немыслим, если критик избегает н а копленных обобщений и вовсе игнорирует ж анр, иначе говоря — художественную за дачу, которую ставил перед собой писатель, соблюдая или, напротив, преднамеренно разруш ая «законы жанра». Наш эссе — разновидность худож ествен ного очерка — перенял многие свои черты и от мировой, и от русской классический и советской литератур. Среди особенностей р у с с к о г о эссе от мечу острую его г р а ж д а н с т в е н н о с т ь , а рядом с этим крепкую х у д о ж е с т в е н н у ю ф а к т у р у произведений, как нигде в мире сближающую «ДУМЫ» (размышления) с художественно изображ а емым «БЫЛЫМ » (сценами, описаниями, лепкой — хотя бы эскизной — характеров). Русскому эссе пора приобрести в с е пра ва граж данства (ж анрового) как внутри художественной литературы и очерка, так, естественно, и в литературоведении, крити ке. Это поможет ему закрепить некоторые свои отличительные черты, дезавуирует псевдоэссе, подымет ж анр на более высо кую ступень и одновременно положительно отразится на всех других разновидностях художественной публицистики, очерка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2