Сибирские огни, 1974, №1
ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОМ ЭССЕ 153 из них, наиболее ярко, на мой взгляд, пред ставлено в творчестве Д а н и и л а Г р а н и - н а последнего времени. Внешне оно разви вается как эссеистское течение в литератур ной критике. На самом ж е деле его содер жание значительно глубже. Д ва гранинскнх эссе — о «Медном всаднике» и о «Моцарте и Сальери» — представляют собой вполне индивидуальную попытку прочтения двух пушкинских поэм нашим современником, пи сателем, который способен полнее всякого другого читателя раскрыть лаконичные, но необычайно содерж ательные образы класси ческой поэзии. Эту мысль — разгадку художественного образа, — я изложу, прибегая к доводам интересной по замыслу и, кстати, тоже об леченной в форму эссе книжки академика М. Нечкиной1. Говоря о волшебстве отбора черт-признаков для художественного обра за, этот автор — по основной своей профес сии историк — пишет: «Скупые, отобранные истинным художником признаки вызывают в читателе представления о конечном пол ноценном богатстве явления... Пушкин в сцене похищения Марии Мазепой прикос нулся лишь к трем клавишам (приведен разбор эпизода в «Полтаве»). И вот по его писательской воле в читателе звучит целая симфония и не 3, а 133 признака, и не толь ко признаки, а множество понятий. Это мо ральные, политические — всякие— принад леж ащие вашему же личному опыту обоб щения, скопленные вами в вашей жизни, и вдруг, в доли секунды, вырастающие, обо гащающие, новые! Л еж ало что-то в 77 под валах души, в кладовых сердца, леж ало и не шевелилось, не работало. А тут волею писателя восстало из мертвых, воскресло, соотнеслось одно с другим, заиграло, стало активным, нашло свое место в вашем объяс нении жизни, захватило вас, вы и не подоз ревали, что в вас такое сокровище». Так реализуется, утверж дает М. Нечкина. поз навательная и преображающ ая функции ис кусства. Восприятие художественного об раза читателем влечет за собой неимоверное расширение человеческого опыта. Э т о т о п ы т с о з д а е т с в я з ь п о к о л е н и й . Мне думается, писательские эссе Д. Г ра нина по поводу поэмы и пьесы Пушкина не только укрепляют связь поколений, но и со держ ат то новое, что каж дая эпоха вносит в толкование поистине гениальных произве дений (без чего, как бы талантливы ни были, спустя века они сохраняли бы свое значение только для узкого круга исследователей). Другой — и наиболее распространенный — тип «заметок писателя» охватывает весь круг явлений жизни: автору совсем необя зательно отталкиваться от произведений ли тературы , чтобы выразить свое заинтересо ванное отношение к разным сторонам дейст вительности. Талантливым представителем этого направления в эссеистских «заметках писателя» я назову, в первую очередь, Н и - к о л а я А т а р о в а (несколько раз пере изданная и пополняемая книга «Не хочу быть маленьким!» и др.), хотя признаю, что 1 М. В. Н е ч к и н а . Загадка худож ест венного образа. М., «Знание», 1972. в том ж е ж анре, сохраняя свое индивиду альное лицо, успешно работали И. Зверев и Ф. Вигдорова, продолж аю т работать Ан. Аграновский, Гр. Медынский, Евг. Б о гат, Ю. Черниченко, Нат. Четунова. Нуж но заметить, что «заметки писателя» завоевываю т доверие читателей в меру то го, насколько успешно их авторы пользуют ся для своей публицистики фрагментами художественной прозы, такими, например, как: описания, сцены, зарисовки характеров, диалоги, сохраняющие индивидуальную речь участников, и т. п. Именно эти «куски прозы» становятся едва ли не самыми вес кими аргументами в тех самых «рассужде ниях», которые впрочем, составляют «ядро», во всяком случае, «приводной ремень» «за меток писателя». Как раз по поводу «Не хочу быть м а леньким!» в печати высказаны ценные мыс ли об эссе как ж анре. Эту книгу Корней Чу ковский назвал талантливой и сердечной, заметив, что худож ественная хватка и м ас терство Н. Атарова не дали ей превратиться в сборник душеспасительных проповедей, голос автора не прозвучал фальцетом сен тиментальности, дешевым красноречием. Вл. Амлинский (в послесловии к книге) рас шифровал суть атаровской «худож ествен ной хватки». О человеческих коллизиях, столкновениях Н. Атаров пишет как проза ик, с точными Описаниями, с большим вни манием к атмосфере, к детали, с любовью, д аж е страстью к диалогу. И самое главное, справедливо замечает В. Амлинский, автор знает т а й н у с о е д и н и т е л ь н о й т к а - н и между фактом, сценой, по-художничес ки вылепленным характером — и размыш лениями писателя, в которых встречаешь что-то даж е от нравственной проповеди. Все это — с ф о р м е атаровских «зам е ток писателя» А вот, пожалуй, лейтмотив его эссе, тот внутренний образ, который оп ределяет эмоциональный настрой его пуб лицистики (как в позитивной, так и в нега тивной части наблюдений автора, и его ре акций) : «К ч е л о в е ч е с т в у н а д о и д т и о т ч е л о в е к а ! » Автор часто повторяет эту фразу и од нажды признается: понадобилась целая жизнь, чтобы постепенно — от события к собы тию— через цепь уж асных заблуж де ний и ошибок прийти к такому сознанию. Это не звонкий лозунг, это нравственная позиция Н. Атарова... Приведу несколько примеров того, как сверхзадача, вдохновляющ ая авторов «за меток писателя», порождает каждый раз и особую форму, в которую он облекает свои мысли. У Ю. Ч е р н и ч е н к о — «сухой» стиль. Валентин Овечкин напутствовал когда-то этого незаурядного очеркиста, написав в предисловии к первой его книжке «Стрелка компаса», что молодой автор — «публицист нового типа», умеет глядеть в корень воп роса. Вот типичные для Ю. Черниченко цик лы афоризмов: «Окрик и директива родили нежелание думать, нежелание думать родило однооб разие в приемах. Единообразие родило без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2