Сибирские огни, 1974, №1
152 ВЛАДИМИР КАНТОРОВИЧ ные черты: доброту, мужественность и в то же время женственность, неслыханное ува жение к духовным ценностям, как, впро чем, к хлебу, к земле, к природе. Но глав ное — через века унижений и смертные му ки армяне пронесли чувство собственного достоинства, уважение к своему и к чужим народам. Одним из проявлений этого ха рактера служит действенная эстафета ин тернациональной дружбы. Но, конечно же, бедствия, обрушившиеся на несколько поколений армян, оставили в национальном характере свои глубокие от метины. Благородные! Их видишь в глубо ком, крайне обостренном чувстве родины, в той же эстафете дружбы, в преклонении пе ред Прошлым, Историей. А. Битов отмечает, что у всех слоев армян, независимо от уров ня образования, есть убеждение, что нель зя вырывать все листы из великого учебни ка гармонии, доставшегося в наследство от прошлого: вырвем — не на чем будет учить ся! Древняя, бесконечно древняя культура, переданная с генами жизненная активность, неотделимая от уважения к Прошлому — вот источники силы, жизнелюбия, гуманно сти армянского народа. Об этом на страни цах эссе А. Битов и размышляет, и отдает ся чувству, переживает. Вот образец размышлений (над историче ским атл асом ): «Там, где у нас древность — XV II век, у них VII, а где у нас VII — у них III век до н. э. А III у нас уже нет». Вот автор заглянул в замкнутый дворик (патио) старинного армянского дома в Ере ване: «Я вхожу во дворик, и из всех дверей выбегает любящий меня народ — прадеды и прабабки, правнуки и правнучки... Буду щие и прошлые люди обнимают меня, вы страиваются безмолвной шеренгой, ласково сокрушаясь, и кивая, и ж алея меня, пока я шел мимо них и плакал от скорби и сча стья...». Тут уж неразличимы, слились друг с дру гом русский и армянин, даж е неизвестно, о ком это написано. Любовь, признание, пре емственность поколений и дружного куль турного участия во взносах в прошлое и бу дущ ее — вот о чем говорит А. Битов. Это и есть центральный образ «Уроков Армении», главная пружина, основной смысл эссе. 4. ПИСАТЕЛЬСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В РУСЛЕ ЭССЕ (Д. Гранин, Н. Атаров и другие) «Заметки писателя» — отклики на собы тия жизни — регулярно появляются в сов ременной печати. Позже, случается, что ав тор собирает их под один переплет, и неред ко читатель признает, что перед ним не фрагментарный сборник статей, написанных в разное время и по разным поводам, а нет кое целостное произведение, худож ествен ное единство. Все дело в том, что «заме,тки писателя»— не статьи, а эссе; они в макси мальной степени вы раж аю т л и ч н о с т ь пи сателя, представляют интеллектуальный и душевный отклик его на современность. В писательской индивидуальности, в личном участии автора в общественной жизни стра ны заложено то единство «заметок», кото рое с уважением и незатухающим интере сом к писателю обнаруживает в книге эссе квалифицированный читатель. Чтение худо жественной литературы тоже предполагает известную, постепенно возрастающую ква лификацию, о чем неоднократно говорили В. Ленин, М. Горький, А. Толстой. Конечно, ту форму п и с а т е л ь с к о й публицистики, о которой я рассказываю в этой главе, нельзя признать первооткрыти- ем нашего времени. Мы помним годами вы ходившую в свет «Историю моего совре менника» В. Г. Короленко, в которой «вос поминания», «наблюдения» и «размышле ния» слились в единый поток мыслей, обра зов, чувств. Но на молодость самого Коро ленко пришлась эпопея с «Дневником пи сателя», периодическим изданием Ф. М. Д о стоевского (прерываемым лишь на то вре мя, когда автор целиком отдавался завер шению своего романа). Обращаясь к исто рии русского эссе, я уже упоминал «Былое и думы» Герцена, а такж е автобиографиче ское и публицистическое наследие Пушкина, каким оно предстает в посмертных публи кациях. В «Дневнике писателя» Достоевский ча сто ломал рамки ж анра, ближе всего стояв шего к эссе, и тогда на страницах «Днев ника» появлялись куски его худож ествен ной прозы — «Столетняя», «Кроткая». В го ды, когда издавались дневники Достоевско го, они отталкивали от себя передовые слои русского общества, поскольку, сплошь и ря дом, выраж али реакционные взгляды писа теля. Теперь, спустя сто лет, «Дневником» заинтересовались вновь, приступили к но вой его публикации (вместе с черновыми за писями, увидевшими свет в томах «Лите ратурного наследства»). Подверглись глу бинному анализу несомненные связи между нравственными исканиями писателя и в его романах, и в публицистике. После нового прочтения «Дневника» однозначный подход к многим высказываниям Достоевского ка жется уж е неоправданным. Прав М. Б ах тин, когда утверждает, что п о л и ф о н и ч е с к а я проза Достоевского, как и его публицистика, всегда откликалась на боль шие и малые события эпохи. Писатель на щупывал новые тенденций в развитии быто вой жизни, показывая во всех слоях обще ства нарождающиеся социальные типы, воз никающие конфликтные ситуации, нравст венные проблемы, волнующие общество. Современные «заметки писателя» разви ваются как бы в двух направлениях. Одно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2