Сибирские огни, 1974, №1
ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОМ ЭССЕ 149 об истории тиранов и неизменных их спутниках — доносчиках, которые во все времена губили великих Фидиев (у импера тора Траяна, изображ аемого обычно атле том, почти никакого лба, как у австралопи тека. Ничего, окромя войны, не могло вы думать это существо. Зато Форум он успел себе отгрохать что надо. Он ведь сам не мог ничего — ни стихов, как Нерон, ни кар тин, как Гитлер, ни на скрипочке, как Мус солини. А тут дело было простое — вызвал архитектора Аполлидора и дал задание); о том, что памятники искусства сохраня ются тысячелетиями, а человеческая полно ценная жизнь удручающе коротка; о разрушении Парфенона, разграблении Эрехтейона и других подобных же событи ях, происходивших во все времена, памятных также по гитлеровскому нашествию (Ксеркс, например, сжег Акрополь, но украсил пон равившийся ему платан дорогими уборами и ожерельями, которые не прибавили, конеч но, красоты дереву. Но ему не было дела ни до красоты платана, ни до людей, кото рыми управлял. Власть нередко портила людей. Стать властителем и не стать богом бывало трудно, особенно потому, что бли жайшему окружению обычно выгодно, что бы хозяин был богом); о совершенстве античной архитектуры; о «золотом веке» Эллады (его не надо идеализировать. Десятилетиями на Пело поннесе длились междоусобные войны. Го рели города, гибли люди, тонули суда, ры дали женщины, звериной ненавистью пыла ли сердца. Ловкачи, интриганы, авантюри сты подкупали ораторов, плели дипломати ческие козни, тайно шныряли к персам до говариваться об измене, нелепейшая бол товня трещ ала над Грецией, как трещало пламя пожаров. Зловонный дым застилал горизонт... И все это происходило внутри единого народа, говорившего на одном язы ке, поклонявшегося одним богам, блистав шего талантами, трудолюбием, отвагой... Много позже наш современник И. П. П ав лов сказал о войне такого рода: — С рам!); о симметрии — в природе, в искусстве, в архитектуре (Эрехтейон создан вопреки всем архитектурным канонам своего вре мени. В пределах маленького храма не сколько уровней, колонны всех портиков различны по высоте, входы — не в центре 3. ЭССЕИСТСКИЙ (А. Би Андрея Битова, признаюсь, я не сразу по нял, принял, полюбил. Хотя не мог не уви деть, что в литературу пришел писатель не заурядный, с оригинальным, хорошо отра ботанным почерком. Писательский почерк —- понятие широкое; конечно, его не сведешь к явлениям формы, стиля; в это понятие непременно входит и «содержание», общий характер определяю щих художника поисков. Но интересно, что стен. С любой точки обзора в Эрехтейоне не обнаружишь симметрии, он непохож на другие храмы Греции, но эта непохожесть — не произвол и не нарушение закона, а с в е р х п о р я д о к , до которого возвыси лись творцы Эрехтейона. Оправдание боль шого искусства всегда в нем сам ом ); о детстве автора (от изображ ения дет ских страхов можно подняться до вообра жения и интуиции, их роли в творчестве); о подвиге современного грека Манолиса Глезоса (когда Манолис покидал подзе- мелие, остававшиеся в заключении просили его послушать з а н и х ветер, шумящий в оливах, посмотреть, каков цвет морской во ды, влю биться); р далеких перспективах архитектуры; о великих полимерах, высокомолекуляр ных соединениях — природных и создавае мых человеком с заданными свойствами и т. д. и т. п. Не знаю, удалось ли мне передать дух — содержание и форму эссе Б. Агапова. Сам автор где-то в середине «Эрехтейона» зате вает разговор с критически настроенный чи тателем. «Как ж е далеко ушел автор от своей темы!» — восклицает читатель. Автор отвечает: тема «Эрехтейона» — не сюжет, не строго ограниченная задача или один ка кой-нибудь вопрос, или хотя бы д аж е оп ределенная область знаний или область ис кусства. Писатель размышляет о том. «что такое хорошо и что такое плохо в челове честве нашем». От этой темы он никуда не уходил, он все время с ней. А способы ее раскрытия писатель может избирать любые. Все это — в природе эссе. В десять строк вступления к «Эрехтейону» Агапов вложил две содерж ательных формулы: 1. При всей возможной научной точности, автор далек от мысли выглядеть ученым. Он только литератор, современник своих чи тателей, для которых научный способ мыш ления стал обиходным. 2. Материалы мира науки служ ат писате лю наглядными примерами для передачи некоторых нравственных идей, дорогих а в тору и, по его мнению, особенно важ ны х в наше время. И тут, пожалуй, полезно вспомнить мысль автора «Эрехтейона», что поистине талан т ливое в искусстве несет в себе самом оправ дание, формулирует закон, единственно дей ствующий в данном произведении. СТИЛЬ В ПРОЗЕ т о в) из числа других молодых писателей А. Б и това прежде всего выделяет манера письма. По двум-трем абзацам раньше не читанных его произведений я берусь угадать автора, тогда как многие, давно работающие в ли тературе, безусловно талантливы е прозаи ки, не выдержали бы подобного испытания. А. Битов неизменно ведет квалифициро- ваннейшую игру словом. Эта манера сама по себе не оригинальна. Во французской эс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2