Сибирские огни, 1974, №1
146 ВЛАДИМИР КАНТОРОВИЧ Совершенство стиля неотделимо от эссе- истского ж анра. Плохо или небрежно напи санного эссе — по Бергеру — просто не су ществует. Эссе — всегда хорошо р азр а ботанная, как в музыке, тема со многими вариациями. Большое значение придается вступительным тактам, продуманной со размерности частей. Что касается клас сической традиции, то со времени Лессинга чрезмерно «элегантный» стиль эссе вы зы ва ет у немцев подозрения. Там требуют ясно сти и содержательности, хотя бы даж е в ущерб красноречию. К какому ж е выводу приходишь, позна комившись с трудом Бруно Бергера об эс се? Пож алуй, главный тот, что, при всех различиях в национальных культурах и ли тературных традициях, советские и зап ад ноевропейские литературоведы в сходных выраж ениях оценивают социальную, лири ческую, философскую природу эссеизма, я в л е н и я н е о т т о р ж и м о г о о т и с к у с с т в а . В нем различаются как бы две струи — «размышление» и лирическое начало, «исповедь». Именно этими чертами эссе выделяется среди других подж анров русского художественного очерка, для ко торого более характерно повествовательное (эпическое) начало. Что ж<> касается рус ского эссе по сравнению с его зарубежны ми собратьями, то различие коренится в присущей всей русской литературе темпе раментной гражданственности. К ак сказано, ж анр эссе был принят на вооружение русской литературой еще в XIX веке. Уже Пушкин ссылался на «скептика Мон- таня, который, вместе с «циником Рабле», обеспечил прозе решительный перевес над стихами во французской литературе, а та «уже в XV III столетии владела Европой» и, конечно же, имела на Россию «долгое влияние». Эти мысли, как и ссылку на Мон- теня, я нашел в публицистическом насле дии Пушкина, в заметке, написанной имен но в духе эссе. В этой незавершенной р а боте поэта размышления над историей Рос сии и Европы переплетаются с тончайшими мыслями о литературе и просвещении, об искусстве и власти, о проблемах этики и эстетики. К ак всякое эссе, эта зам етка представляет конгломерат суждений из р а з н ы х сфер культурного опыта челове чества, пронизанных, однако, единой ав торской тенденцией (мыслью). Зам етка Пушкина, облеченная в форму эссе, — не единственная в его наследстве. Напротив, большинство его исторических, публицистических, литературно - критиче ских и автобиографических статей, скажем, об Екатерине II, об Александре Радищ еве и др., написаны в соответствии с правила ми этого ж анра. П равда, при жизни поэта многие из этих произведений не появились в печати. Но с каж дым новым посмертным изданием перед всероссийским читателем все полнее раскрывался (и оказы вал влия ние на общество) в е с ь Пушкин. И если объединить публицистику писателя с его дневниками, с записанными «Застольными разговорами», с «анекдотами» и, тем более, не забы вать о бесчисленных намеках на злободневную современность, которые со держ ат его стихи, то укрепится мысль, что столь характерная для русской литературы XIX века традиция «дневников писателя», зоркого наблюдателя жизни своих совре менников, восходит именно к Пушкину. И не случайно эти записи, писательские от клики на в с ю многогранную кипучую дей ствительность часто облекались в форму эссе. Каков бы ни был заголовок отдельной заметки, Пушкин заранее отказы вался от прямолинейной разработки темы. Суть про изведения находила свое выраж ение не в прямой информации, которую она содер ж ал а (сколь бы захватывающ ей и свежей та ни бы ла); решающее значение приобре тает отпечаток личности автора в произве дении, его «Я», принимающее мир отнюдь не пассивно. Все это, включая индивиду альный (пушкинский!) стиль — главней шие признаки эссе. И Пушкин имел предшественников в этом ж анре литературы — не он один читал Монтеня. Но и тут он сказал свое весомое, решающее слово. Ему мы обязаны тем, что эта разновидность отечественного очерка (в отличие от кое-каких зарубежных образ цов) не превратилась в п у с т у ю и г р у изощренного ума, оторванного от жизнен ных фактов, жонглирующего понятиями и словами вторичного, надстроечного плана. Русский эссе со времени Пушкина на сквозь проникнут непримиримой граждан ственностью, что, впрочем, признавалось на Зап аде пленительной чертой всей рус ской литературы, независимо от ж анра; он не утерял полностью и повествовательного (эпического) характера. Слово «очерк», определившее у нас ши рокий полноценный ж анр художественной литературы, родилось в сороковые годы под пером Белинского. Приобретя значе ние ж анрового термина, это понятие на протяжении ста лет безраздельно царило в критике, в литературоведении, охватывая разом все разновидности этого многолико го ж анра. Практически едва ли не все крупные писатели XIX-го, да и первой по ловины XX веков, продолж ая традицию Пушкина, отдавали заметную дань часто такж е и эссе, хотя крайне редко обознача ли этот ж анр в подзаголовках произведе ний. У меня нет здесь возможности привести длинный список русских эссеистов, насле довавших Пушкину. Н азову лишь несколь ко имен, и первым из них — Герцена. Один из его литературных дебютов — «За писки молодого человека», приближавшие ся по типу к литературно-философскому эссе, — рассказы вал о разнообразии духов ных интересов молодой интеллигенции и был тепло встречен Белинским. Пожалуй, это еще и смесь искусства (художествен ной публицистики) и науки. По этому по воду Белинский говорил, что «искусство по мере приближения к той или иной своей границе постепенно теряет нечто от своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2