Сибирские огни, 1974, №1
К ри ти ка и биб лио граф и я Владимир Канторович ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОМ ЭССЕ 1. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ Монтень, назвавший свое многотомное произведение «E ssais» (в буквальном пере воде с французского — «Опытами»), веро ятно, не предвидел, что это слово станет ж анровым термином в мировом литерату роведении. Н аш а «К раткая Литературная Энциклопедия» назвала эссе «литературно философским ж анром размышления над конкретными историческими фактами про шлого и настоящего, над бытом и нравами людей разных положений, состояний, уров ней культуры». Это многословное опреде ление оставило все ж е нерешенным сущест венный вопрос: какова ж е природа эссеист- ского литературно-философского «размыш ления»? Принадлежит ли оно науке или ис кусству? П равда, в «Литературной Энциклопедии» И. Верцман оговорил ту особенность мон- теневских «Опытов», которая вошла в ро дословную нового ж анра: автор предстает перед своими читателями как личность, ос тавляет нам на страницах эссе свой а в т о п о р т р е т . Сам Монтень — еще более ка тегоричен. В предисловии к «Опытам» он прямо утверж дает: «Содержание моей кни ги — я сам». Следовательно, с момента своего рождения новый ж анр выделялся из науки, его не перекрывает и обычная авто биография ученого. На Зап аде эссе рассматривается как яв ление художественной литературы, искусст ва, что отраж ено словарями литературо ведческих терминов, энциклопедиями на французском, английском, немецком язы ках. Писателю Альберу Камю принадле ж ит афоризм: «Эссе — это высшая ф о р м а и н т е л л е к т у а л и з а ц и и и с к у с с т в а». Капитальное исследование Бруно Бергера', опубликованное в ФРГ, также рассматривает эссе как ж анр худож ествен ной литературы. В этой статье речь пойдет о русском эс се. Он имеет свою предысторию в XIX ве ке, хотя для обозначения этого явления русские писатели и критики того времени обращ ались к такому термину лишь в ред чайших случаях. Безусловно, этот жанр продолж ал развиваться в советскую эпоху как специфическая разновидность русского художественного очерка, одной своей сто роной восходящая к Монтеню и последую щей западной практике, другой — испыты вающ ая на себе влияние традиций всей русской литературы — от Пушкина, Гер цена и Достоевского до Короленко, Горь кого и Пришвина. Именно в шестидесятых годах советской эры, когда заметно усилилась диффузия ж анров, элементы художественной публи цистики стали все чаще, все глубже прони кать в романы, повести и рассказы. В то ж е время усилилась роль писательских дневников, «заметок писателя», что такж е способствовало кристаллизации форм рус ского эссе. Сегодня термины «эссе», «эссеизм» часто встречаешь в критике и в литературоведе нии, причем они адресуются не только к за-' рубежным произведениям, но и к литера турному процессу, развивающ емуся внутри страны. Все это показывает, что наступила пора д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о г о ана лиза художественного очерка, в котором достаточно отчетливо выявились такие его 1 Der E ssey. Form und Qeschichte. 1964.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2