Сибирские огни, 1974, №1

К ри ти ка и биб лио граф и я Владимир Канторович ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОМ ЭССЕ 1. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ Монтень, назвавший свое многотомное произведение «E ssais» (в буквальном пере­ воде с французского — «Опытами»), веро­ ятно, не предвидел, что это слово станет ж анровым термином в мировом литерату­ роведении. Н аш а «К раткая Литературная Энциклопедия» назвала эссе «литературно­ философским ж анром размышления над конкретными историческими фактами про­ шлого и настоящего, над бытом и нравами людей разных положений, состояний, уров­ ней культуры». Это многословное опреде­ ление оставило все ж е нерешенным сущест­ венный вопрос: какова ж е природа эссеист- ского литературно-философского «размыш ­ ления»? Принадлежит ли оно науке или ис­ кусству? П равда, в «Литературной Энциклопедии» И. Верцман оговорил ту особенность мон- теневских «Опытов», которая вошла в ро­ дословную нового ж анра: автор предстает перед своими читателями как личность, ос­ тавляет нам на страницах эссе свой а в т о ­ п о р т р е т . Сам Монтень — еще более ка­ тегоричен. В предисловии к «Опытам» он прямо утверж дает: «Содержание моей кни­ ги — я сам». Следовательно, с момента своего рождения новый ж анр выделялся из науки, его не перекрывает и обычная авто­ биография ученого. На Зап аде эссе рассматривается как яв­ ление художественной литературы, искусст­ ва, что отраж ено словарями литературо­ ведческих терминов, энциклопедиями на французском, английском, немецком язы ­ ках. Писателю Альберу Камю принадле­ ж ит афоризм: «Эссе — это высшая ф о р ­ м а и н т е л л е к т у а л и з а ц и и и с к у с ­ с т в а». Капитальное исследование Бруно Бергера', опубликованное в ФРГ, также рассматривает эссе как ж анр худож ествен­ ной литературы. В этой статье речь пойдет о русском эс­ се. Он имеет свою предысторию в XIX ве­ ке, хотя для обозначения этого явления русские писатели и критики того времени обращ ались к такому термину лишь в ред­ чайших случаях. Безусловно, этот жанр продолж ал развиваться в советскую эпоху как специфическая разновидность русского художественного очерка, одной своей сто­ роной восходящая к Монтеню и последую­ щей западной практике, другой — испыты­ вающ ая на себе влияние традиций всей русской литературы — от Пушкина, Гер­ цена и Достоевского до Короленко, Горь­ кого и Пришвина. Именно в шестидесятых годах советской эры, когда заметно усилилась диффузия ж анров, элементы художественной публи­ цистики стали все чаще, все глубже прони­ кать в романы, повести и рассказы. В то ж е время усилилась роль писательских дневников, «заметок писателя», что такж е способствовало кристаллизации форм рус­ ского эссе. Сегодня термины «эссе», «эссеизм» часто встречаешь в критике и в литературоведе­ нии, причем они адресуются не только к за-' рубежным произведениям, но и к литера­ турному процессу, развивающ емуся внутри страны. Все это показывает, что наступила пора д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о г о ана­ лиза художественного очерка, в котором достаточно отчетливо выявились такие его 1 Der E ssey. Form und Qeschichte. 1964.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2