Сибирские огни, 1974, №1

142 М. ЧУГУНОВ В 1916 году, после окончания Иркутско­ го технического училища, он был мобили­ зован в царскую армию. В Царицынском гарнизоне, где служил сибиряк, солдат­ ские массы, как и всюду, проявляли резкое недовольство империалистической войной и внутренней политикой русского самодер­ ж авия. Когда произошла Ф евральская ре­ волюция, Борис Б ак был в рядах тех, кто активно участвовал в свержении местных органов царской власти. Тогда же, в феврале 1917 года, Б. А. Б ак вступил в ряды большевистской пар­ тии. В апреле он возвратился в родной И р­ кутск. Здесь по заданию городского коми­ тета партии Б ак вел революционную агита­ цию среди курсантов военного училища. З а это был брошен в тюрьму, однако под напором революционных масс ставленники буржуазного Временного правительства вынуждены были освободить большевист­ ского агитатора. Его отправили в Петро­ град, где зачислили в саперный батальон. В те дни большевики развернули боль­ шую работу среди солдат. Б. А. Б ак был одним из тех, кто решительно выступал против эсеро-меньшевистской демагогии. Он был введен в состав военной организа­ ции при ЦК РС Д РП (б) и по ее заданию часто выступал перед солдатами с призы­ вом поддерживать партию большевиков. Здесь ж е в составе своего батальона он участвовал в защите революционного П ет­ рограда от происков контрреволюции, со­ оруж ал оборонительные укрепления в рай­ оне Гатчины. В начале 1918 года Борис Аркадьевич Б а к снова возвращ ается в Сибирь. В И р­ кутске вся полнота власти в то время была в руках большевистских Советов. Здесь находился и орган Советской власти всей Сибири — Центросибирь. В своей автобиографии Б. А. Б ак писал, что его направили на работу в отдел транс­ порта и сообщений Центросибири. Отдел ведал организацией автомобильного движ е­ ния, строительством гаражей, ж елезнодо­ рожным транспортом, телеграфной связью, отправкой эшелонов с продовольствием в Москву и Петроград. Сохранился документ, в котором сказа­ но, что Б. А. Баку, по заданию председа­ теля Центросибири Н. Н. Яковлева, пору­ чалось навести революционный порядок в пользовании автомобильным транспортом: «...немедленно принять все автомобили во­ енного и гражданского отделов Центроси­ бири и исполкома в свое ведение вместе с запасами частей, топлива и помещениями. Все имущество, гар аж и автомобили дол­ жны быть приняты Вами по строгой описи»1. И Б. А. Б ак наводил порядок. Заметим кстати, что цитируемый здесь документ подписал В. В. Рябиков, стояв­ ший тогда во главе отдела транспорта и сообщений. Д еятельность этого активного члена Центросибири достаточно известна. В 1949 году Рябиков опубликовал очень 1 ПАЮ, ф. 4204, оп. 4, д. 517, л. 78. интересную книгу воспоминаний1. К боль­ шому сожалению, он ничего не сказал в ней об одном из ближайших своих сотрудни­ ков Б. А. Баке. И это вполне объяснимо: книга вышла из печати в то время, когда имя Б ака нельзя было упоминать. Но почему этого не сделал доцент Ир­ кутского педагогического института В. Г. Агалаков, для нас совершенно непонятно. Ведь его книга2 издана в 1968 году, когда доброе имя Б. А. Б ака было давно восста­ новлено как в гражданском, так и в пар­ тийном отношении. В 1918 году обстановка в Сибири была сложной. В Забайкалье поднял мятеж про­ тив Советской власти атаман Семенов. Центросибирь возглавила борьбу против семеновщины. Командующим фронтом был назначен член Центросибири Сергей Л азо. Советским войскам крайне нужны били во­ оружение, боеприпасы, транспорт. В апре­ ле 1918 года Л азо направил Б ака в штаб Омского военного округа. Он вручил ему при этом документ следующего содерж а­ ния: «Омск. Автоцентр. Предъявитель сего товарищ Бак, пред­ ставитель отдела транспорта и сообщений Центросибири, командируется мною в г. Омск за получением возможного коли­ чества грузовых, легковых и бронирован­ ных автомобилей для нуж д Семеновского фронта... Командующий Семеновским фронтом Сергей Лазо»3. Однако поездка в Омск оказалась безу­ спешной. Тогда руководство Центросибири направляет Б. А. Б ака в ряд других горо­ дов. В мандате, выданном ему Центроси- бирью 8 мая 1918 года, указывалось: «Всем правительственным учреждениям просьба оказать всемерное содействие товарищу Б аку в исполнении возложенного на него поручения»4. Но в то время достать автомобили было весьма и весьма трудно. Не удивительно, что посланец Центросибири добрался до Москвы... В автобиографии Б. А. Б ак указывал, что «из Москвы стали уходить в Сибирь эшелоны». Но в это время обстановка в Сибири резко изменилась, Советская власть временно пала. Поэтому ни эшелоны с тех­ никой, ни сам Б. А. Б а к туда попасть не могли. Тогда Борис Аркадьевич добровольцем вступает в Красную Армию и в ее частях с боями пробивается в Сибирь. Он успешно выполнял ряд специальных и очень ответст> венных заданий Народного комиссариата по военным делам, работал начальником управления артиллерийского снабжения 3-й 1 В. В. Р я б и к о в . «Центросибирь». Новосибирск, 1949 г. 2 В. Г. А г а л а к о в . «Подвиг Центро­ сибири». Иркутск, 1988 г. 3 ПАТО, ф. 4204, оп. 4, д. 493, л. 1. * ПАТО, ф. 4204, оп. 4, д. 517, л. 55.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2