Сибирские огни, 1974, №1

130 АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ черкивал Королев: если директор этим де­ лом не загорится — толку не жди. Первые итоги ускоренной подготовки ди ­ ректор оценивал трезво: на городском се­ минаре технологов он говорил: — Пока от этой системы только убытки имеем — около полумиллиона рублей за год. Но уверен, что годика через три она даст полмиллиона прибыли. Прошло три года, и я, любопытства р а­ ди, попросил главного технолога посчитать прибыли от УСПП. Королев как в воду глядел: насчитали мы полмиллиона рублей... Умение предвидеть экономический эф ­ фект, последствия любого мероприятия — завидная способность. Мне даж е подума­ лось, что это особого рода интуиция. К ста­ ти, директора старого склада интуиции придавали особое значение. Однажды только Королев проявил осо­ бую осторожность по отношению к очеред­ ной перестройке — на этот раз в системе уп­ равления (когда взялись вводить первые элементы автоматизированной системы). Он не мешал, даж е помогал, но призывал быть внимательнее: «Это ж е эксперимент с кол­ лективом, а не только с оборудованием. Это вам не проще, чем колхоз организовать». ДАР ОБЩЕНИЯ Чем больше наблюдал я за Королевым, тем чаще задавал .себе вопрос: действитель­ но ли принадлежит он к типу директоров старой формации? Было время: директора представляли себе этаким волевым руково­ дителем. Виделась в этом особая красота человеческая, она воспета была и в д р ам а­ тургии, и в прозе. В среде хозяйственников получали хождение своеобразные рецепты руководства. Говорили, например, что очень важно, чтобы поступление команд на про­ изводство не прекращалось. Лучше дать любую команду, нежели растеряться и не д ать никакой. Вскоре ж е после первого знакомства с Королевым стало ясно, что он руководи­ тель иного типа. К ак-то вышли мы из заводоуправления во двор. Д ело было весною. Все таяло, текли ручьи, но было чисто. И вдруг доро­ гу нам преградил целый террикон мусора. Я ожидал, что директор смутится, а он, перехватив мой взгляд, рассказал: вчера организовали чистку двора, народ вышел с лопатами, собрали всю грязь в одном ме­ сте, д а вот автохозяйство подвело: машины не пришли. — И вы знаете, я не разрешил попусту лопатами махать: все равно на себе не вы ­ везли бы. Позднее, в воспоминаниях другого дирек­ тора, я прочел: ничто не вредит так авто­ ритету руководителя, как непродуманная команда, влекущ ая за собою впустую за ­ траченный труд. Мне каж ется, что в тот момент, когда Королев отдавал распоряж ение — не м а­ хать впустую лопатами, он меньше всего заботился о личном авторитете, больше всего — о людях. Потому-то и говорят, что руководство — это не только наука, но и искусство, что это даж е специфическая одаренность, определенная сумма черт ха­ рактера. Не каж дый руководитель мож ет позво­ лить себе роскошь быть общедоступным: производство безжалостно, оно требует времени. Сберечь его дл я общения с людь­ ми — искусство. Еще более высокое искус­ ство — умение говорить с подчиненным так, чтобы не подчеркивать размер дистанции. Иначе не будет доверия. Н екоторая фамильярность Королева не вы зывает внутреннего протеста: его счита­ ют своим. Он говорит с токарем как то­ карь, потому что сам стоял у станка. К то­ му ж е, в нем сквозит какое-то спартан­ ское равнодушие к комфорту. Рассказы ва­ ют, что долгое время у него была не по семье м алая квартира, но это совершенно его не расстраивало. Мож ет быть, потому, что он появлялся туда только для того, чтобы свалиться на кровать и уснуть. Сын до армии работал на том ж е заво­ де. И в отделе не знали, что этот Королев сын того самого Королева. Его любимое состояние — быть в гуще производства. Если он загрипповал в пят­ ницу — мечтает в понедельник выйти на ра­ боту. Он по-крестьянски скуп в делах финансо­ вых и ловко притворяется, что не может понять представителя уваж аемой органи­ зации, присланного выпросить магнйтофон- чик бесплатно, «для испытаний». Но зато он щедр душой, и на свадьбе секретаря ко­ митета комсомола, в присутствии двухсот гостей, говорит растроганно: — Володя, ты пляши, а я тебе польку буду играть! И тут оказывается, что он ко всему еще и пианист. В споре он беспощаден. Но до тех пор, пока веский. аргумент на его чаше весов. Вот он резко поворачивается к оппоненту, голова его иронически склонена набок. Он слушает, он напрягается, и вдруг взвивает­ ся вверх, словно внутри его распрямилась могучая пружина... Но вот аргументы против него. И зам е­ ститель начальника цеха в довольно резкой форме бросает ему: — Д а вы, Михаил Николаевич, сегодня не можете решить ни одного из поставлен­ ных здесь технических вопросов! И директор не лезет в амбицию. Д олгое время во всем этом мне и видел­ ся его демократизм. Но оказалось, он не только в этом. И помогла во многом разо­ браться история со сносом бараков. Эпохой барачного строительства было военное время. Нелепые одноэтажные зда­ ния так и лепились к эвакуированным заво­ дам. Рассчитывали быстро с ними разде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2