Сибирские огни, 1974, №1
ЭФФЕКТ КОРОЛЕВА 129 тишь сегодня здесь литейщика, который бы во цехов пришли белые халаты, на смену покрывался грязью и умывался потом. На тяжелой физической работе — труд, тре- смену брезентовой спецовке в большинст- бующий чуткой женской руки. ВЫБЕРИ ТРУДНОЕ ДЕЛО Что, казалось бы, надо еще? Но Короле ву и этого было мало. Он решил, что надо брать изделие, несравненно более сложное. Таким и стал видеомагнитофон «Кадр». Д а, этот «лакомый кусочек» означал нервные звонки из главка и бессонные ночи. В срав нении с ним померкли вчерашние трудно сти. Головка, скажем, долж на была вра щаться со скоростью 15 тысяч оборотов в минуту и при этом необходимо было до биться «неподвижного» контакта между нею и лентой. В этом изделии впервые в отрасли пре дельно точная механика сочеталась с та кой сложной электроникой. И опять психо логически расчет оказался правильным: в конструкторском бюро видеомагнитофонов не было отбоя от желающих. Впору было устраивать конкурс на замещение вакант ных должностей. Сложность изделия сказалась на первых же ш агах работы. Программу, записанную на головке одного видеомагнитофона, ска жем, в Москве, долго не могли протрансли- ровать с другой головки в Новосибирске. Необходимо было сконструировать и изго товить этот узел магнитофона таким обра зом, чтобы запись стала взаимозаменяе мой. Готового решения не было, о путях его можно было только догадываться. И все лее такое решение было найдено, и оно было принципиально новым. Теперь запись, сделанная на одном аппарате, без всяких затруднений могла транслироваться любым другим. В короткий отрезок времени была завер шена и другая большая работа — повыше ние частоты динамического диапазона. Со отношение «сигнал—шум» резко улучши лось в пользу первого. Сложность давала себя знать не только в конструкции. Качество нового изделия зависело от квалификации, опыта, строж ай шей технологической дисциплины не десят ка-другого, а многих сотен рабочих. Д оста точно сказать, что трудоемкость «Кадра» составляла десятки тысяч нормо-часов. Первым и радостным свидетельством тому, что «Кадр-1» приняли наилучшим образом, был отзыв Новосибирской студии телевиде ния, который поступил на завод. Видео магнитофон «зарекомендовал себя надеж ным и оперативным в работе», «отвечает всем требованиям». Спустя считанные месяцы, может быть, скорее, чем этого ждали на заводе, при шло и международное признание. Очеред ной воздушный парад, который прошел в Домодедове, в тот же день смогли по смотреть и посетители советского павильо на на всемирной выставке в Монреале. В числе другого оборудования там действо- s. Сибирские огни № 1. вал советский видеомагнитофон. Запись па рада была доставлена из Москвы в К анаду самолетом. К тому ж е магнитная пленка, в отличие от кинопленки, не требовала вре мени на проявление. Крупный успех в технике, как правило, одновременно успех и политический. Один из посетителей выставки записал: «Русские могут сделать все, что они захотят». Знакомый партийный работник вы сказал по поводу освоения «К адра» мысль: — Мне все чаще каж ется, что такая ж адность к новым изделиям — черта си бирская... Может быть, так оно и есть. Отечественным видеомагнитофонам по везло. Их не стали, как электронно-вы числительные машины, выпускать в десят ках различных вариантов. Их поначалу бы ло всего два: «Электрон» на Л енинград ском оптико-механическом и «Кадр» — на Новосибирском «Точмаше». И само собою возникло соперничество за лучший аппарат. Точмашевцы выиграли: «Кадром-3» уком плектовано Останкино, телецентры в союз ных республиках и областях, в социалисти ческих странах. А фундамент этой победы подготовило освоение обычных магнито фонов. Постоянное освоение новых изделий на «Точмаше» стало чем-то привычным. И все же это само по себе не гарантировало от просчетов. Вспоминают даж е, что, когда с новой продукцией случился провал, ди ректор висел на волоске. Не буду спорить, так это'и л и нет. Но для того, чтобы избе ж ать таких коллизий, оставалось найти про тив них эффективную вакцину. И ее нашли. В Киеве, на радиозаводе. Н азы валась она системой ускоренной под готовки производства (УСПП ). Ее не про сто взяли, а перекроили с учетом особен ностей своего производства. Рассказать о ней более или менее по дробно можно было бы лишь в рамках са мостоятельного очерка. А смысл заклю ча ется коротко в следующем. К ак делать, к примеру, прессформу вместо трех меся цев за один? Очень просто: надо иметь за ранее выполненную заготовку. А как зар а нее знать, какая заготовка будет нужна к освоению нового изделия? Опять-таки про сто: надо привести многообразие элемен тов к предельно малому числу «ограничи тельных» нормалей. Т акая ж е унификация, стандартизация касается инструмента, при способлений, технической документации. Но выигрыш тут не только в сроках. К ак выяснилось, объем работ,- связанных с освоением изделий, резко сократился, а для их выполнения потребовались менее квали фицированные рабочие кадры. И еще под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2