Сибирские огни, 1974, №1

ЭФФЕКТ КОРОЛЕВА 129 тишь сегодня здесь литейщика, который бы во цехов пришли белые халаты, на смену покрывался грязью и умывался потом. На тяжелой физической работе — труд, тре- смену брезентовой спецовке в большинст- бующий чуткой женской руки. ВЫБЕРИ ТРУДНОЕ ДЕЛО Что, казалось бы, надо еще? Но Короле­ ву и этого было мало. Он решил, что надо брать изделие, несравненно более сложное. Таким и стал видеомагнитофон «Кадр». Д а, этот «лакомый кусочек» означал нервные звонки из главка и бессонные ночи. В срав­ нении с ним померкли вчерашние трудно­ сти. Головка, скажем, долж на была вра­ щаться со скоростью 15 тысяч оборотов в минуту и при этом необходимо было до­ биться «неподвижного» контакта между нею и лентой. В этом изделии впервые в отрасли пре­ дельно точная механика сочеталась с та­ кой сложной электроникой. И опять психо­ логически расчет оказался правильным: в конструкторском бюро видеомагнитофонов не было отбоя от желающих. Впору было устраивать конкурс на замещение вакант­ ных должностей. Сложность изделия сказалась на первых же ш агах работы. Программу, записанную на головке одного видеомагнитофона, ска­ жем, в Москве, долго не могли протрансли- ровать с другой головки в Новосибирске. Необходимо было сконструировать и изго­ товить этот узел магнитофона таким обра­ зом, чтобы запись стала взаимозаменяе­ мой. Готового решения не было, о путях его можно было только догадываться. И все лее такое решение было найдено, и оно было принципиально новым. Теперь запись, сделанная на одном аппарате, без всяких затруднений могла транслироваться любым другим. В короткий отрезок времени была завер­ шена и другая большая работа — повыше­ ние частоты динамического диапазона. Со­ отношение «сигнал—шум» резко улучши­ лось в пользу первого. Сложность давала себя знать не только в конструкции. Качество нового изделия зависело от квалификации, опыта, строж ай­ шей технологической дисциплины не десят­ ка-другого, а многих сотен рабочих. Д оста­ точно сказать, что трудоемкость «Кадра» составляла десятки тысяч нормо-часов. Первым и радостным свидетельством тому, что «Кадр-1» приняли наилучшим образом, был отзыв Новосибирской студии телевиде­ ния, который поступил на завод. Видео­ магнитофон «зарекомендовал себя надеж ­ ным и оперативным в работе», «отвечает всем требованиям». Спустя считанные месяцы, может быть, скорее, чем этого ждали на заводе, при­ шло и международное признание. Очеред­ ной воздушный парад, который прошел в Домодедове, в тот же день смогли по­ смотреть и посетители советского павильо­ на на всемирной выставке в Монреале. В числе другого оборудования там действо- s. Сибирские огни № 1. вал советский видеомагнитофон. Запись па­ рада была доставлена из Москвы в К анаду самолетом. К тому ж е магнитная пленка, в отличие от кинопленки, не требовала вре­ мени на проявление. Крупный успех в технике, как правило, одновременно успех и политический. Один из посетителей выставки записал: «Русские могут сделать все, что они захотят». Знакомый партийный работник вы сказал по поводу освоения «К адра» мысль: — Мне все чаще каж ется, что такая ж адность к новым изделиям — черта си­ бирская... Может быть, так оно и есть. Отечественным видеомагнитофонам по­ везло. Их не стали, как электронно-вы­ числительные машины, выпускать в десят­ ках различных вариантов. Их поначалу бы­ ло всего два: «Электрон» на Л енинград­ ском оптико-механическом и «Кадр» — на Новосибирском «Точмаше». И само собою возникло соперничество за лучший аппарат. Точмашевцы выиграли: «Кадром-3» уком­ плектовано Останкино, телецентры в союз­ ных республиках и областях, в социалисти­ ческих странах. А фундамент этой победы подготовило освоение обычных магнито­ фонов. Постоянное освоение новых изделий на «Точмаше» стало чем-то привычным. И все же это само по себе не гарантировало от просчетов. Вспоминают даж е, что, когда с новой продукцией случился провал, ди­ ректор висел на волоске. Не буду спорить, так это'и л и нет. Но для того, чтобы избе­ ж ать таких коллизий, оставалось найти про­ тив них эффективную вакцину. И ее нашли. В Киеве, на радиозаводе. Н азы валась она системой ускоренной под­ готовки производства (УСПП ). Ее не про­ сто взяли, а перекроили с учетом особен­ ностей своего производства. Рассказать о ней более или менее по­ дробно можно было бы лишь в рамках са­ мостоятельного очерка. А смысл заклю ча­ ется коротко в следующем. К ак делать, к примеру, прессформу вместо трех меся­ цев за один? Очень просто: надо иметь за ­ ранее выполненную заготовку. А как зар а­ нее знать, какая заготовка будет нужна к освоению нового изделия? Опять-таки про­ сто: надо привести многообразие элемен­ тов к предельно малому числу «ограничи­ тельных» нормалей. Т акая ж е унификация, стандартизация касается инструмента, при­ способлений, технической документации. Но выигрыш тут не только в сроках. К ак выяснилось, объем работ,- связанных с освоением изделий, резко сократился, а для их выполнения потребовались менее квали­ фицированные рабочие кадры. И еще под

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2