Сибирские огни, 1974, №1
128 АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ Шла реконструкция литейки, и директор, предложил облицевать стены цеха мрамором. Грязная по своей природе, «земляная» тех нология уступала место сравнительно чисто му литью под давлением. И все ж е зам е ститель министра резонно засомневался в -необходимости затрат на мрамор. — Это ж е цех, а не магазин... — В магазин мы заходим на пятнадцать минут,— отпарировал Королев.— А в цехе работаем по восемь часов! Д в а года спустя я с любопытством рас сматривал эти мраморные стены. Они слег ка пожелтели и были непривычно теплыми на ощупь: словно не камень, а пластмасса. — Мрамор! — рассеял сомнения пожилой заливщик. — Но можно же было обойтись керами ческой плиткой. — Можно,— согласился он нехотя.— Д а только, если считать одни деньги, недолго и просчитаться. И пояснил: литейку реконструировали своими цеховыми силами, к тому ж е без -остановки производства. Вот директор им и сказал, что надо поднатужиться, зато по том в мраморе будем работать. Они и не подвели... Было бы прегрешением против истины утверждать, что успех достигнут был одни ми мраморными плитами. Директор по два- три раза в сутки неожиданно появлялся в развороченной, но действующей литейке: начинал там день — там и кончал... Так удалось в короткий срок утроить мощности цеха. Перестройка литейного была «началом начал» и в то ж е время лишь эпизодом -сплошной реконструкции завода, который такж е ни на один день не останавливался. Директор прямо с планерки уезж ал в Барнаул, на завод мехпрессов, чтобы одно му ему известными методами «вырвать» пресс, способный заменить десяток дейст вующих. А рттуда летел в Москву и приво зил наряды на станки с программным уп равлением. — Директор у н а с— и главный строитель, и главный снабженец,— говорили мне,— без него все это не вышло бы. Тут-то я и решил поймать их на слове: — Есть такой устаревший тип директора: все стремится взвалить на свои плечи. Начальник инструментального отдела Олег Алексеевич Волошин даж е и горячить ся не стал: — Вы не правы. У него принцип: «Кто по дал мысль —- тот и тяни лямку». Это, кста ти, исключает безответственное разглаголь ствование. И Волошин' р асск азал , как выступил с предложением реконструировать инструмен тальный. Директор тогда обратился ко всем участникам планерки: — Есть у инструментальщиков инициати ва — работать не в темноте, не в грязи, а, можно сказать, в домашних условиях. Все, что они попросят, считайте — я просил! Прошло всего два дня и, встретив Воло шина в коридоре, директор вдруг остано вил его возгласом: — Как нуль? Волошин в недоумении развел руками, в инструментальном деле такого термина не встречалось. — Взялся за реконструкцию, а не зна ешь,— упрекнул Королев.— Известно какой нуль — подземные коммуникации! Реконструкция завода помогла более чем в два с половиной раза увеличить выпуск продукции. А между тем, параллельно с нею, на «Точмаше» шел, пожалуй, еще бо лее трудный процесс... Когда Королев попросил дать заводу в качестве нового изделия магнитофоны, многие коллеги решительно не хотели его понять. Завод выпускал до этого продук цию невысокого класса точности — такую, как запасные части к сельскохозяйствен ным машинам. А тут извольте: в одном из делии — и электроника, и точная механи ка. К тому же магнитофон «Мелодия» ока зался очень «нетехнологичным»,-—из-за од них лишь сложных пазов то и дело «лете ли» штампы. А подобных загвоздок были десятки. — Зачем же сразу такую сложность? Что за директорские капризы! Главный конструктор по магнитофонам Юрий Антонович Иванов, человек осторож ный на оценки, сегодня только удивляется, как могли осилить. Но директора он по нимает: — Королев потому и взял это изделие, что оно сложное. Он-то знал психологию технолога, конструктора: трудно — значит интересно. Значит, возьмутся и сделают. Так завод сделал первый шаг к новому техническому уровню, который согласовы вался и с реконструкцией предприятия. По том пошли «Кометы» — 201-я, 206-я и, нако нец, 209-я, пожалуй, наиболее совершенная из отечественных магнитофонов своего клас са. И забот с ними было! Оптовые базы на первых порах возвращ али на ремонт пор тативную «Комету-201» не единицами, не десятками, а сотнями. — Н абрал изделий — вот и кувыркается, — злорадствовали недоброжелатели. Но директор «Точмаша» не из тех лю дей, у кого есть время доискиваться, кто и что говорит о нем. Он только сосредото чился на контроле за качеством и отодви нул сроки выпуска первой партии нового магнитофона: — Урода больше с завода не выйдет... Говорят, директору опасно долго «заси живаться» на одном заводе. Королев и не засиживался: он упрямо и беспрерывно пе ределывал завод. Б лагодаря гамме магни тофонов коллектив завода через несколько лет стал иным, не похожим на тот, куда Королев пришел с «Сибсельмаша». Измени лось соотношение «рабочие—техники—ин женеры» в пользу последних. Д а и сами ра бочие стали совсем другими. Уже не ветре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2