Сибирские огни, 1974, №1

128 АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ Шла реконструкция литейки, и директор, предложил облицевать стены цеха мрамором. Грязная по своей природе, «земляная» тех­ нология уступала место сравнительно чисто­ му литью под давлением. И все ж е зам е­ ститель министра резонно засомневался в -необходимости затрат на мрамор. — Это ж е цех, а не магазин... — В магазин мы заходим на пятнадцать минут,— отпарировал Королев.— А в цехе работаем по восемь часов! Д в а года спустя я с любопытством рас­ сматривал эти мраморные стены. Они слег­ ка пожелтели и были непривычно теплыми на ощупь: словно не камень, а пластмасса. — Мрамор! — рассеял сомнения пожилой заливщик. — Но можно же было обойтись керами­ ческой плиткой. — Можно,— согласился он нехотя.— Д а только, если считать одни деньги, недолго и просчитаться. И пояснил: литейку реконструировали своими цеховыми силами, к тому ж е без -остановки производства. Вот директор им и сказал, что надо поднатужиться, зато по­ том в мраморе будем работать. Они и не подвели... Было бы прегрешением против истины утверждать, что успех достигнут был одни­ ми мраморными плитами. Директор по два- три раза в сутки неожиданно появлялся в развороченной, но действующей литейке: начинал там день — там и кончал... Так удалось в короткий срок утроить мощности цеха. Перестройка литейного была «началом начал» и в то ж е время лишь эпизодом -сплошной реконструкции завода, который такж е ни на один день не останавливался. Директор прямо с планерки уезж ал в Барнаул, на завод мехпрессов, чтобы одно­ му ему известными методами «вырвать» пресс, способный заменить десяток дейст­ вующих. А рттуда летел в Москву и приво­ зил наряды на станки с программным уп­ равлением. — Директор у н а с— и главный строитель, и главный снабженец,— говорили мне,— без него все это не вышло бы. Тут-то я и решил поймать их на слове: — Есть такой устаревший тип директора: все стремится взвалить на свои плечи. Начальник инструментального отдела Олег Алексеевич Волошин даж е и горячить­ ся не стал: — Вы не правы. У него принцип: «Кто по­ дал мысль —- тот и тяни лямку». Это, кста­ ти, исключает безответственное разглаголь­ ствование. И Волошин' р асск азал , как выступил с предложением реконструировать инструмен­ тальный. Директор тогда обратился ко всем участникам планерки: — Есть у инструментальщиков инициати­ ва — работать не в темноте, не в грязи, а, можно сказать, в домашних условиях. Все, что они попросят, считайте — я просил! Прошло всего два дня и, встретив Воло­ шина в коридоре, директор вдруг остано­ вил его возгласом: — Как нуль? Волошин в недоумении развел руками, в инструментальном деле такого термина не встречалось. — Взялся за реконструкцию, а не зна­ ешь,— упрекнул Королев.— Известно какой нуль — подземные коммуникации! Реконструкция завода помогла более чем в два с половиной раза увеличить выпуск продукции. А между тем, параллельно с нею, на «Точмаше» шел, пожалуй, еще бо­ лее трудный процесс... Когда Королев попросил дать заводу в качестве нового изделия магнитофоны, многие коллеги решительно не хотели его понять. Завод выпускал до этого продук­ цию невысокого класса точности — такую, как запасные части к сельскохозяйствен­ ным машинам. А тут извольте: в одном из­ делии — и электроника, и точная механи­ ка. К тому же магнитофон «Мелодия» ока­ зался очень «нетехнологичным»,-—из-за од­ них лишь сложных пазов то и дело «лете­ ли» штампы. А подобных загвоздок были десятки. — Зачем же сразу такую сложность? Что за директорские капризы! Главный конструктор по магнитофонам Юрий Антонович Иванов, человек осторож ­ ный на оценки, сегодня только удивляется, как могли осилить. Но директора он по­ нимает: — Королев потому и взял это изделие, что оно сложное. Он-то знал психологию технолога, конструктора: трудно — значит интересно. Значит, возьмутся и сделают. Так завод сделал первый шаг к новому техническому уровню, который согласовы­ вался и с реконструкцией предприятия. По­ том пошли «Кометы» — 201-я, 206-я и, нако­ нец, 209-я, пожалуй, наиболее совершенная из отечественных магнитофонов своего клас­ са. И забот с ними было! Оптовые базы на первых порах возвращ али на ремонт пор­ тативную «Комету-201» не единицами, не десятками, а сотнями. — Н абрал изделий — вот и кувыркается, — злорадствовали недоброжелатели. Но директор «Точмаша» не из тех лю­ дей, у кого есть время доискиваться, кто и что говорит о нем. Он только сосредото­ чился на контроле за качеством и отодви­ нул сроки выпуска первой партии нового магнитофона: — Урода больше с завода не выйдет... Говорят, директору опасно долго «заси­ живаться» на одном заводе. Королев и не засиживался: он упрямо и беспрерывно пе­ ределывал завод. Б лагодаря гамме магни­ тофонов коллектив завода через несколько лет стал иным, не похожим на тот, куда Королев пришел с «Сибсельмаша». Измени­ лось соотношение «рабочие—техники—ин­ женеры» в пользу последних. Д а и сами ра­ бочие стали совсем другими. Уже не ветре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2