Сибирские огни, 1973, №12
оказался полным. Енин и Миша ос тавляли почти все свои вещи, пото му что после отпуска снова возвра щались к нам, уезжали сейчас с ма ленькими чемоданчиками. Так что тетя Нюра даже сказала: — Не надо, Сереженька, вам с Иван Иванычем попусту морозить ся, мои пожитки и Сашка Енин с Мишей прихватят. — Прихватить-то мы, конечно, можем... — Енин смотрел на меня. — Да разве в этом дело, тетя Нюра? — спросил Миша. — Ну, тогда я уж обойду напо следок свой домик, да и в дорогу, — она поднялась, пошла к дверям. Доехали, как обычно, на попут ных самосвалах. Было уже совсем темно, но и весь порт, и пароход «Александр Невский» были ярко ос вещены огнями. В порту было много народа, почти все старожилы посел ка пришли попрощаться с рекой до следующей навигации. Только вот сейчас, глядя на молчаливых людей, я вдруг понял, какую же громадную роль играла всегда река в жизни таежного жителя! Ведь до того, как началось строительство химкомби ната и проложили железную доро гу, с окончанием навигации люди этих мест оказывались буквально отрезанными от всего мира больше чем на полгода: санная дорога была мучительно трудной и долгой. Все уже изменилось, но ведь в течение многих лет река служила почти единственной артерией, связываю щей тайгу с большой жизнью, и вот добрая память об этом ежегодно за ставляла таежных старожилов при ходить прощаться с рекой. Они про сто стояли сейчас, молчали и кури ли, негромко переговаривались, и чувствовалась во всем торжествен ная приподнятость. К нам подошли отпускники с дру гих кранов. От Левашовой были трое, петуховских —двое; с крана Панферова — четверо. «Александр Невский», празднично сияя огнями, радужно светя паром, подошел от грузового причала к пассажирской пристани. Тетя Нюра оказалась в двухместной каюте. Мы разложили ее вещи, Смоликов при нес из буфета бутылку шампанского. 3. Сибирские огни № 12, Выпили шампанское, посидели по обычаю, расцеловались с тетей Ню- рой, прощаясь, зашли в каюты дру гих, пожали им руки, сошли на бе рег. 22 После ухода «Александра Нев ского» мы проработали еще на сво ем причале полные двое суток, пока разгрузили последнюю баржу. Рабо тали через смену Смоликов с Катей и мы с Санькой. Не успевали мы ни выспаться, ни сделать очередную профилактику крана, ни пообедать, обходились чаем с бутербродами. Про дожди мы давно забыли, день стал совсем коротким, просто на не сколько часов все вокруг призрачно светлело. Привыкнув за сутки к гу стой и плотной темноте, желтому свету прожекторов и лампочек, странно было видеть мерцающее, не долгое, слабое посветление вокруг, когда свечение прожекторов и лам почек становилось неестественным, точно неуверенным. Тогда виделась бесконечно широкая река, ровная, уже сплошь подернутая льдом, буд то огромный безлюдный каток. Небо низкое, ровно-серое. Последней в навигацию на нашем причале была баржа того смешного старичка Валиулина, который прит ворно упрекал Саньку, что поторо пилась она выйти замуж, не дожда лась, дескать, его. Вместе с его пу стой баржей буксир должен был поднять в поселок и наш кран. Выгружали ее мы с Санькой. По сплошному льду реки неслись шлей фы поземки; неба не было видно, все пространство в свете прожекто ра сплошь было заполнено мелким снегом, точно редкой пылью. На бе регу часто появлялись Мирошников, его приемосдатчица Ира Батова, другие работники причала. Само свалы шли безостановочно и регу лярно. Метрах в пятидесяти вверх по реке стоял под парами буксир «Ве селый», посвечивая разноцветными огоньками. На мостике его то и де ло появлялся пожилой капитан Илья Кириллович Потапкин. Даже буксирный трос уже был заведен на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2