Сибирские огни, 1973, №12

В 1879 году Омулевский отправился на родину, чтобы получить небольшое наслед­ ство, оставшееся после отца. Но когда он подъехал к Иркутску, там полыхал огром­ ный пожар, в котором сгорел и дом его ро­ дителей. Осталась только земля, за кото­ рую удалось выручить очень немного де­ нег. Потеряв надёжду хоть сколько-нибудь поправить свое материальное положение, Омулевский впал в отчаянье и тяжело за­ болел. Несколько месяцев он провел в боль­ нице, а затем вернулся в Петербург. Наступила самая тяжелая пора в жизни писателя. Его стихи продолжали изредка появляться на страницах журналов «Дело», «Наблюдатель», в газете «Восточное обоз­ рение», но денег не хватало. Не на что бы­ ло содержать семью: жену и троих детей. В доме прочно поселилась нужда, грани­ чившая с нищетой. Вот что писал библио­ граф П. В . Быков, посетивший Омулевско- го незадолго до смерти: «Корявые, облез­ лые полы, засаленные выцветшие обои, уг­ рюмые закоптелые потолки... тусклые окна. Так неприветливо смотрела маленькая и неуютная квартирка поэта... Вся она, полупу­ стая, грязная, с убогой мебелью, угнетала душу: от нее разило застарелой нищетой...»1 Бедность была такая, что Омулевскому порой не в чем было выйти на улицу, так как одежда была либо продана, либо зало­ жена, не было денег даже на хлеб. Тяжело больной поэт предчувствовал близкую смерть и с горечью говорил о том, как много он не успел сделать и как много он хотел еще ска­ зать людям. «...Мне не хочется умирать,— говорил он П. В . Быкову,— не потому, что мне жизнь мила, а потому, что все-таки я не довел еще до конца моего курса... Вон один критик, которого не удовлетворяют мои стихи в художественном отношении, в гла­ за похвалил меня за то, что я певец обездо­ ленных, угнетенных, что у меня нет ни ша­ таний, ни колебаний, и я не шел и не иду ни на какие уступки, что я стоек в своей проповеди свободы и света... Мне приятна была эта похвала... Но мне не того хотелось бы. Наравне с этой проповедью, я хотел бы отразить веяние эпохи шестидесятых годов, которую я видел воочию, пережил и пере­ чувствовал, перестрадал... Еще я хотел бы возвеличить русскую женщину (помните: «Лучше русской — женщины нет!»), пока­ зать ее значение, ту роль, которую она сыграла в шестидесятых годах и далее...»1 2. Несмотря на болезнь, Омулевский про­ должал работать. Но силы были уже под­ точены, и 26 декабря 1883 года поэт умер от разрыва сердца. Когда друзья и близкие пришли про­ ститься с умершим поэтом, то их глазам представилась страшная картина бедности и запустения. «...Не нашлось в квартире ни белья, ни платья, во что бы одеть покойни­ ка; были в доме одни рубища и отрепья... не было даже стола, на чем было положить покойника,—писала газета «Эхо».—Когда за две недели до смерти в квартиру Омулев- ского явился судебный пристав для описи имущества по какому-то давнишнему взьн 1 «Нива». 1909, № 4. стр. 77. 2 «Нива», 1909, № 4, стр. 77. сканию в 90 руб. и описал решительно все, что было, то оказалось, что имущество должника стоит шесть рублей»1. Трагически сложилась судьба литератур­ ного наследия Омулевского. При жизни поэта вышла всего одна книга стихов — «Песни жизни» (1883) (не считая перево­ дов «Сонетов» А. Мицкевича — 1857). Под­ готовленное к печати в 1874 году отдельное издание романа «Шаг за шагом» было за­ прещено цензурой и уничтожено. Два не­ больших сборника стихотворений — «Дере­ венские песни» и «Земной рай и тайна карь­ еры»—вышли в 1884 году уже после смер­ ти поэта. Друзьям Омулевского в 1886 году удалось издать маленький сборник «Сибир­ ские мотивы», и только в 1906 году вышло в свет «Собрание сочинений» Омулевского под редакцией П. В. Быкова. В это издание вошли преимущественно произведения поэ­ та, которые были опубликованы в различ­ ных журналах и газетах, и те, которые во­ шли в сборник «Песни жизни». Но это бы­ ло далеко не все, что написано Омулев- ским. Известно, что, отправляясь в свою по­ следнюю поездку в Иркутск, он оставил на хранение у разных лиц около 300 стихо­ творений2. Одни из них не увидели света по цензурным условиям, другие потому, что поэт считал их незавершенными и собирал­ ся еще работать над ними. Большую работу по сбору литературного наследия Омулевского проделал П. В. Бы­ ков при подготовке к печати собрания сочинений поэта. В советское время М. К. Азадовский и И. Я- Айзеншток так­ же напечатали ряд неизданных ранее сти­ хов Омулевского, включив их во второй том «Собрания сочинений», который вышел в 1936 году. Несколько неизвестных стихо­ творений поэта опубликовали И. Г. Василь­ ев3 и Н. И. Якушин4. Отдельные автографы произведений Ому­ левского хранятся в рукописных отделах Института русской литературы (Пушкин­ ский дом), Государственной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и в Центральном государственном историческом архиве. В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранится большая тетрадь копий стихотворений Омулевского, восходящих к его автографам. Современное архивное название документа—«Тетрадь со списками стихотворений неустановленного автора: «Монолог», «Залетные птицы», «На поминках рассудка» и др.»5 Кому принад­ лежала эта тетрадь, пока установить не удалось. Владелец тетради кратко описывает мно­ гие автографы, в ряде случаев дает лако­ ничные комментарии, определяет пример­ ную дату создания некоторых текстов, на­ зывает имена адресатов, к которым обраще­ ны стихи, тщательно переписывает незавер- 1 «Эхо», 1884, № 1057. 2 И. Г. В а с и л ь е в . Неопубликован­ ные стихотворения Омулевского. — «Уче­ ные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена». 1958, т. СГДХ, стр. 313. 3 «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Гер­ цена». 1958, т. СЦХХ, стр. 314—319. 4 «Сибирские огни». 1966, № 11. 5 ЦГАЛИ, фонд 1346, оп. 1, ед. хр. 493.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2