Сибирские огни, 1973, №12
Лишь случайно заходившие в порт ино странные корабли да редкая почта напоми нали о том, что где-то существует другая жизнь, иной мир. Вот в этом городе и прошли детские го ды Омулевского. Грамоте учил его сначала местный поп, но после первой же основа тельной порки живой и впечатлительный мальчик сбежал от своего «учителя» и стал постигать премудрости чтения и письма у отставного моряка. И только после того, как отец Омулевского был переведен на службу в Иркутск, будущий поэт попал в гимназию. В это время Омулевский впер вые пробует свои силы в литературе. Он пишет Сатирические стихи и эпиграммы, ко торые вызвали неудовольствие гимназиче ского начальства. Гимназию Омулевскому окончить не уда лось: родители забрали его из шестого клас са и определили на службу. Но жизнь кан целярского чиновника была не для него, и, воспользовавшись первым благоприятным моментом, он уезжает в Петербург и опре деляется вольнослушателем на юридический факультет столичного университета. Здесь Омулевский, по словам хорошо знавшего его Н. М. Ядринцева, «с головой окунулся в безбрежное море поисков жизненных иде алов». Много вопросов возникло тогда у поэта, но далеко не на все из них он смог полу чить ответ. Тем не менее он много занима ется, читает произведения революционеров- демократов, сближается с представителями сибирского землячества, с прогрессивно на строенными литераторами. Молодые сибиряки, приехавшие учиться в столицу, много думали и говорили о сво ей родине — Сибири, мечтали о ее преобра зовании и расцвете. Один из руководителей сибирского землячества Н. М. Ядринцев пи сал: «Мы, представители ее (Сибири.-— И.Т., Н. Я к .), видели — в настоящем пустынную, бедную и убогую — нарядною и богатою в будущем; невежественную — образованною, усеянную школами, вместо несчастной, слышавшей только звон цепей и проклятья ссыльных, мы рисовали себе ее населенною, свободною, жизнерадостною н ликующею... Мы восторгались мечтою своею, сладко за мирало сердце, высоко парило воображе ние»1. Среди тех, кто разделял все эти устрем ления, был и Омулевский, игравший, по словам Н. М. Ядринцева, «довольно замет ную роль в сибирском земл-ячестве». В университете Омулевский пробыл два года и оставил его, так как «метода уни верситетского преподавания слишком суха» (из письма к родным). К тому времени Омулевский окончатель но определил свой жизненный путь, решив целиком посвятить себя литературной дея тельности. Много трудностей встретил он на тернистом пути русского литератора. Ро дители не могли, да и не хотели помогать сыну, так как считали выбранную им про фессию несерьезной. Омулевскому приходи 1 «Сибирский сборник». 1889. вып. 1. 12. Сибирские огни № 12., лось вечно заботиться о хлебе насущном и вести полуголодное существование. Активная литературная деятельность поэ та началась с 1861 года, когда на страницах революционно-демократических журналов «Современник», «Искра» и других стали пе чататься его стихи, подхватившие тенденции гражданской поэзии Некрасова. В своих произведениях Омулевский выступал с об личением несправедливости существующего общественного стрйя, отдавая свои симпа тии представителям мира обездоленных и уг нетенных. В его стихах звучали бодрые при зывы, проповедь неустанной работы, на правленной на преобразование жизни: Светает, товарищ! Работать давай! Работы усиленной Требует край!.. Обращаясь к молодому поколению, поэт писал: Спешите, честные бойцы, За дело родины святое! Того, что сделали отцы. От вас потребуется вдвое! В начале 60-х годов Омулевский по на стоянию родителей вернулся в Иркутск и прожил там несколько лет. Он сотрудни чает в газете «Амур», пишет много стихов, посвященных родной Сибири, которую без заветно и трогательно любил, собирает ма териалы, которые позднее легли в основу его романа «Шаг за шагом». В 1865 году поэт возвращается в Петер бург. Несмотря на царившую в стране реак цию, наступившую после ареста видных деятелей революционно-демократического движения, Омулевский по-прежнему высту пает противником самодержавного строя, в своих стихах он бичует взяточничество, каз нокрадство, пустоту и ограниченность ари стократии, призывает передовую интелли генцию отдать все свои силы борьбе за свободу и счастье простого народа: Дело святое за правду стоять. Весело биться со злом: Любо врагов на борьбу вызывать С ясным открытым челом... В 1870 году из печати выходит роман Омулевского «Светлов, его взгляды, харак тер и деятельность», или «Шаг за шагом», в котором писатель попытался нарисовать деятелей революционной демократии в но вых общественных условиях. Роман Ому левского во многом перекликался с рома ном Н. Г. Чернышевского «Что делать?», в нем так же, как и в произведении великого революционера, излагалась программа дея тельности передовых людей, содержался призыв противостоять гнету реакции и го товить почву для борьбы с существующим строем. В 1873 году за произнесение дерзких слов с целью «потрясения основ» Омулев ский был арестован и почти целый год про вел сначала в Петропавловской крепости, а потом в Литовском замке. Из тюрьмы по эт вышел тяжело больным, и только по мощь Н. А. Некрасова помогла ему встать на ноги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2