Сибирские огни, 1973, №12
1925 года) и в лекции В. Ю. Кинги (извест ного общественно-литературного деятеля Одессы 20-х годов) «Творчество Сейфулли- ной», которая состоялась 16 сентября 1925 года в Одесском клубе печатников. Доклады о Л. Сейфуллиной были прове дены 3 января 1926 года в Днепропетров ском Доме просвещения, 27 февраля 1926 года — в Харьковском Доме ученых («Ли тературные традиции в творчестве Л. Н. Сейфуллиной»), 27 апреля 1926 года — в Одесском Доме просвещения, на одном из массовых вечеров Николаевской ассоциации пролетарских писателей. Помимо художе ственного - чтения, практиковалось также художественное рассказывание, восприни мавшееся как одна из форм библиотечной работы20. Не дословное цитирование, книги, а красочный ее пересказ приближал произ ведение к читателю. Такой метод использо вался, в частности, в работе с беспризорны ми. Так, в 1924 году сотрудники Екатери- нославской детской библиотеки провели ху-. дожественное рассказывание «Правона рушителей» в «вокзальной читальне». «Беспрестанно прерывали замечаниями: «Все, как есть, правда». Описание жизни в детдоме вызвало воспомина ния и насмешки, сцена на клад бище ■— сочувственные переглядывания. Больше всего понравился конец. Хвалили детей за то, что отказались покинуть из-за голода колонию. Был вопрос: «Тетя, а где она — эта колония?». «...Если бы такие ко лонии были, так и убегать не надо»21. К этой форме прибегали и в последующие годы. Так, детский отдел Государственной научной Библиотеки им. В. Г. Короленко в 1935 году провел художественное расска зывание «Мужицкого сказа» Сейфулли ной22. Анализ жизненного и творческого пути Лидии Сейфуллиной, определение ее ме ста в литературе о гражданской войне, сре ди женщин-писательниц, отношение писа тельницы к литературным традициям, со поставление ее творчества с творчеством ее собратьев по литературе, разговор о ее произведениях на литературных вечерах зачастую подкреплялись художественным исполнением вещей, что позволяло еще бо лее активно воздействовать не только на ум, но и на чувства и воображение чита телей. Следует указать, что художественное чтение произведений Лидии Сейфуллиной в клубах было довольно распространен ным явлением и, несомненно, относилось не к «развлекательному жанру», а к меро приятиям агитационно - пропагандистского плана. Пропаганда книг Л . Н. Сейфуллиной на Украине (в особенности «Виринеи») зача стую облекалась в форму литературных су дов. Журнал «Рабочий клуб» в 1925 году ре комендовал вынести произведение («Вири- нею».— Б. Ц.) в массовую аудиторию в форме Литературного суда — суда над «Виринеей»23. Эта рекомендация органа Главполитпросвета УССР и культотдела ВЦСПС была учтена культпросветработ никами Советской Украины. В 1927 году, обобщая конкретный опыт массовой и кружковой работы по литературе в рабо чем клубе, А. И. Богуславский рекомендо вал в качестве одной из тем для литератур ных судов «Суд над Виринеей из повести Сейфуллиной». Были попытки проведения диспутов о творчестве Лидии Сейфулли ной. Такой диспут должен был состояться, в частности, в Киевском Доме печати и просвещения 23 января 1924 года24. Широкое распространение в двадцатые годы получили так называемые «вечера рабочей критики». В процессе их подготов ки происходило громкое чтение книги, уча стники вечера знакомились с ее содержа нием, писали рецензии, которые помеща лись в стенных газетах, публиковались на страницах многотиражек. В конце 1927 го да библиотека Октябрьского рудника на Криворожье провела вечер . Л. Сейфулли ной, который прошел с большим успехом. Рецензии на «Виринею» писались членами литературно-рецензентского кружка строи телей (ларьков) в 1929 году. Тогда же и состоялся вечер «рабочей критики», на ко тором было обсуждено произведение. Книги Лидии Сейфуллиной рассматрива лись на занятиях библиотечных кружков. В 1927—28 учебном году в кружке друзей книги при библиотеке совторгслужащих (Мариуполь) «...разбирались произведе ния... Сейфуллиной»25. Естественно, попу лярность повестей и рассказов Лидии Сей фуллиной среди трудящихся Советской Ук раины в первую очередь объяснялась общ ностью гражданской позиции писательницы и большинства ее читателей в УССР , высо кими идейно-художественными достоинства ми ее книг. Свою роль— и весьма значительную — сыграло издание книг Сейфуллиной на У к раине, ее встречи с читателями, публика ция критических выступлений, посвящен ных творчеству автора «Виринеи», рекомен дательная библиография, массовые клуб ные и библиотечные мероприятия, направ ленные на пропаганду ее книг. Интерес тру дящихся Советской Украины к произведе ниям Лидии Сейфуллиной констатировали Всеукраинское библиотечное совещание (1928), орган ЦК КП (б )У , всеукраинская газета «Коммунист»26, рабочая газета «Про летарий», газета «Красный Николаев». Идеи и образы произведений Лидии Сей фуллиной, русской писательницы, опубли ковавшей свои первые произведения в да лекой Сибири, проникали в сознание тру дящихся Советской Украины, способство- вали их воспитанию в духе пролетарской морали и социалистического интернацио нализма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2