Сибирские огни, 1973, №12

1925 года) и в лекции В. Ю. Кинги (извест­ ного общественно-литературного деятеля Одессы 20-х годов) «Творчество Сейфулли- ной», которая состоялась 16 сентября 1925 года в Одесском клубе печатников. Доклады о Л. Сейфуллиной были прове­ дены 3 января 1926 года в Днепропетров­ ском Доме просвещения, 27 февраля 1926 года — в Харьковском Доме ученых («Ли­ тературные традиции в творчестве Л. Н. Сейфуллиной»), 27 апреля 1926 года — в Одесском Доме просвещения, на одном из массовых вечеров Николаевской ассоциации пролетарских писателей. Помимо художе­ ственного - чтения, практиковалось также художественное рассказывание, восприни­ мавшееся как одна из форм библиотечной работы20. Не дословное цитирование, книги, а красочный ее пересказ приближал произ­ ведение к читателю. Такой метод использо­ вался, в частности, в работе с беспризорны­ ми. Так, в 1924 году сотрудники Екатери- нославской детской библиотеки провели ху-. дожественное рассказывание «Правона­ рушителей» в «вокзальной читальне». «Беспрестанно прерывали замечаниями: «Все, как есть, правда». Описание жизни в детдоме вызвало воспомина­ ния и насмешки, сцена на клад­ бище ■— сочувственные переглядывания. Больше всего понравился конец. Хвалили детей за то, что отказались покинуть из-за голода колонию. Был вопрос: «Тетя, а где она — эта колония?». «...Если бы такие ко­ лонии были, так и убегать не надо»21. К этой форме прибегали и в последующие годы. Так, детский отдел Государственной научной Библиотеки им. В. Г. Короленко в 1935 году провел художественное расска­ зывание «Мужицкого сказа» Сейфулли­ ной22. Анализ жизненного и творческого пути Лидии Сейфуллиной, определение ее ме­ ста в литературе о гражданской войне, сре­ ди женщин-писательниц, отношение писа­ тельницы к литературным традициям, со­ поставление ее творчества с творчеством ее собратьев по литературе, разговор о ее произведениях на литературных вечерах зачастую подкреплялись художественным исполнением вещей, что позволяло еще бо­ лее активно воздействовать не только на ум, но и на чувства и воображение чита­ телей. Следует указать, что художественное чтение произведений Лидии Сейфуллиной в клубах было довольно распространен­ ным явлением и, несомненно, относилось не к «развлекательному жанру», а к меро­ приятиям агитационно - пропагандистского плана. Пропаганда книг Л . Н. Сейфуллиной на Украине (в особенности «Виринеи») зача­ стую облекалась в форму литературных су­ дов. Журнал «Рабочий клуб» в 1925 году ре­ комендовал вынести произведение («Вири- нею».— Б. Ц.) в массовую аудиторию в форме Литературного суда — суда над «Виринеей»23. Эта рекомендация органа Главполитпросвета УССР и культотдела ВЦСПС была учтена культпросветработ­ никами Советской Украины. В 1927 году, обобщая конкретный опыт массовой и кружковой работы по литературе в рабо­ чем клубе, А. И. Богуславский рекомендо­ вал в качестве одной из тем для литератур­ ных судов «Суд над Виринеей из повести Сейфуллиной». Были попытки проведения диспутов о творчестве Лидии Сейфулли­ ной. Такой диспут должен был состояться, в частности, в Киевском Доме печати и просвещения 23 января 1924 года24. Широкое распространение в двадцатые годы получили так называемые «вечера рабочей критики». В процессе их подготов­ ки происходило громкое чтение книги, уча­ стники вечера знакомились с ее содержа­ нием, писали рецензии, которые помеща­ лись в стенных газетах, публиковались на страницах многотиражек. В конце 1927 го­ да библиотека Октябрьского рудника на Криворожье провела вечер . Л. Сейфулли­ ной, который прошел с большим успехом. Рецензии на «Виринею» писались членами литературно-рецензентского кружка строи­ телей (ларьков) в 1929 году. Тогда же и состоялся вечер «рабочей критики», на ко­ тором было обсуждено произведение. Книги Лидии Сейфуллиной рассматрива­ лись на занятиях библиотечных кружков. В 1927—28 учебном году в кружке друзей книги при библиотеке совторгслужащих (Мариуполь) «...разбирались произведе­ ния... Сейфуллиной»25. Естественно, попу­ лярность повестей и рассказов Лидии Сей­ фуллиной среди трудящихся Советской Ук­ раины в первую очередь объяснялась общ­ ностью гражданской позиции писательницы и большинства ее читателей в УССР , высо­ кими идейно-художественными достоинства­ ми ее книг. Свою роль— и весьма значительную — сыграло издание книг Сейфуллиной на У к­ раине, ее встречи с читателями, публика­ ция критических выступлений, посвящен­ ных творчеству автора «Виринеи», рекомен­ дательная библиография, массовые клуб­ ные и библиотечные мероприятия, направ­ ленные на пропаганду ее книг. Интерес тру­ дящихся Советской Украины к произведе­ ниям Лидии Сейфуллиной констатировали Всеукраинское библиотечное совещание (1928), орган ЦК КП (б )У , всеукраинская газета «Коммунист»26, рабочая газета «Про­ летарий», газета «Красный Николаев». Идеи и образы произведений Лидии Сей­ фуллиной, русской писательницы, опубли­ ковавшей свои первые произведения в да­ лекой Сибири, проникали в сознание тру­ дящихся Советской Украины, способство- вали их воспитанию в духе пролетарской морали и социалистического интернацио­ нализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2