Сибирские огни, 1973, №12
В. Л. Соскин РЕВОЛЮЦИЯ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В 1917 г., в самый канун Великой Ок тябрьской социалистической революции, буржуазная газета «Новое время» писала: «Допустим на минуту, что большевики по бедят. Кто будет управлять нами твгда? Может быть, повара, эти знатоки котлет и бифштексов? Иля пожарные? Конюхи, ко чегары? Или, может быть, няньки побегут на заседание Государственного совета в промежутки между стиркой пеленок? Кто же? Кто эти государственные деятели? Мо жет быть, слесари будут заботиться о теат рах, водопроводчики — о дипломатии,' сто ляры — о почте и телеграфе?.. Будет ли это? Нет. Возможно ли это? На такой сумасшед ший вопрос большевикам властно ответит история»1. В этих, «убийственных» для большевиков предсказаниях содержались не просто из девка и презрение к «чумазым», к проле тариату, намеревавшемуся установить свою диктатуру, а затем построить новое, социа листическое общество. «Пророчества» бур жуазной прессы выражали концепцию мел кобуржуазного оппортунизма, смысл кото рой состоял в отрицании самой возможно сти социалистической революции в стране, если в ней нет определенного минимума ин теллигенции, стоящей на платформе социа лизма. В. И. Ленин опроверг подобные утвержде ния, создав в противовес оппортунистиче ской теории свою, подлинно научную тео рию культурной революции. Не до револю ции, ибо это практически невозможно, а после ее победы должен пролетариат, ис пользуя всю мощь государственной власти, резко поднять культурный уровень всех трудящихся,— так кратко можно опреде лить смысл этой ленинской теории. В рам ках общей задачи решалась .и самая слож ная, быть может, задача — задача создания новой, народной интеллигенции. Она реша лась как путем подготовки кадров специа 1 «Новое время». 24 октября 1917 г. листов из рабочих и крестьян, так и цутем завоевания на сторону Советской власти, а затем и перевоспитания в социалистиче ском духе старой, буржуазной интеллиген ции. В конечном счете, преодолев как «левые», так и «правые» уклоны в собственных ря дах, преодолев огромные трудности объек тивного порядка, Коммунистическая партия создала такую интеллигенцию. Выросшая и закалившаяся в годы революции, граждан ской войны, восстановления народного хо зяйства и первых пятилеток, эта интелли генция представляла к концу 30-х гг. новый социальный слой социалистического общест ва, органическую часть советского народа. И когда война, навязанная нам германским фашизмом, испытала на физическую и мо ральную прочность все классы и социальные группы, интеллигенция показала свою граж данскую доблесть, внесла достойный вклад в общую победу. Так сама жизнь дала историческую оцен ку значению, методам и результатам той напряженной борьбы за интеллигенцию, ко торую вела партия долгие годы. Казалось бы, история должна была стереть последние следы, оставленные горе-пророками из бур жуазного лагеря. Но не таковы. фальсифи каторы, чтобы сложить оружие. В новых ус ловиях они продолжают искажать истину, прибегая ко все более изощренным аргу ментам и бросаясь при этом из крайности в крайность. Если одни продолжают старую линию и пишут о «голгофе» русской интел лигенции, о создании «системы насилия и принуждения» в отношении старых специа листов, то другие утверждают, что эти спе циалисты чуть ли не спасли Советскую власть, которая-де удержалась лишь благо даря союзу между Коммунистической пар тией и беспартийными специалистами. Как видим, для историка проблема «Ин теллигенция и революция» — и поле иссле дования, и арена идеологической борьбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2