Сибирские огни, 1973, №12

ка. Эта «связь времен» отчетливо проявля­ ется и в сюжете, и в композиции романа. Писательница умело решает один из важ­ нейших вопросов исторического жанра — роль народных масс в историческом про­ цессе. Народ в ее изображении не только и не столько страдалец, сколько движущая сила истории. Роман А. Караваевой «Золотой клюв» ор­ ганично вписывается в развитие литератур­ ного процесса 20-х годов, о чем можно су­ дить по восприятию этого произведения сов­ ременниками. Напечатанный в «Сибирских огнях», а затем вышедший отдельной кни­ гой, «Золотой клюв» не остался незамечен­ ным центральной критикой тех лет. О рома­ не А. Караваевой писали как о художест­ венно состоявшемся произведении. Правда, в критических статьях роман зачастую не­ верно датировался. Так, А. Кашинцев в ста­ тье «Исторический роман в современной ли­ тературе» датой появления «Золотого клю­ ва» считал 1927 год1, А. Алпатов— 1926 год1 2. Да и в работах последних лет дата по­ явления его указана неточно. Например, в исследовании Т. Изотова «Из истории кри­ тики советского исторического романа (20— 30 годы)» указан 1926 год3. Конец 20-х — начала 30-х гг. в литератур­ ной критике отмечены яростными спорами о путях развития советского исторического романа, о специфике историзма, и роман А. Караваевой привлекался неоднократно критиками как раз для подтверждения их концепций. Одна из первых крупных статей о романе А. Караваевой принадлежит Е . Мустанговой, которая сравнивает «Золо­ той клюв» с историческими романами О. Форш и Ю. Тынянова и указывает на их специфические особенности: «Исторический фон играет в их романах служебную роль. В центре исторический герой, являющий со­ бой не столько историческую, сколько инди­ видуально-психологическую проблему. У Караваевой основное — в «массовом» исто­ рическом материале, наполняющем роман до краев. Тема — крепостническая Россия эпохи Павла I — развернута социально. От­ дельные герои, быт, психология — все это дано на глубокой социальной и даже соци- 1 «На литературном посту», 1930, № 3. 2 А. А л п а т о в . Советский историче­ ский роман на путях перестройки. — «Кни­ га и пролетарская революция», 1934, № 9. ст,р. 88. 3 Т. И з о т о в . Из истории критики со­ ветского исторического романа. Оренбург, 1967. ально-экономической основе»1. Отмечая ши­ роту исторического диапазона и социаль­ ность романа А. Караваевой, видя в этом его особую значимость, критик в то же вре­ мя отмечает и существенные недостатки ро­ мана, выразившиеся в механической подчас стилизации языка и мелодраматизме некото­ рых сюжетных коллизий, накоминающих иногда коллизии Лажечникова и Загоскина. Статья А. Кашинцева «Исторический ро­ ман в современной литературе» как бы раз­ вивает дальше рассуждения Е. Мустанговой о социальности романа «Золотой клюв»: «Тенденция к изображению эпохи в ее соци­ альном расслоении выражена очень резко... «Золотой клюв», разрабатывающий тему эк­ сплуатации золотых приисков на Алтае в X V III в., подчеркивает общественные проти­ воречия и противопоставленность социаль­ ных групп... Персонажи второстепенные... более индивидуализированы: социальная установка в характеристиках героев «Золо­ того клюва» заставляет, впрочем, автора грешить иногда наивной утрированностыо» . Критик указывает здесь не только на типо­ логические особенности произведения А. Ка­ раваевой, как романа исторического, но и указывает на некоторые формообразующие его элементы. В работе А. Алпатова «Советский истори­ ческий роман на путях перестройки» произ­ ведение А. Караваевой упоминается в свя­ зи с усилившимся в историческом романе тяготением к революционной тематике3. «Золотой клюв» А. Караваевой отличает­ ся подлинно реалистическим изображением жизни и борьбы работных людей, историче­ ской конкретностью в обрисовке российской действительности конца X V III в. Этот ро­ ман свидетельствует о том, что становление метода социалистического реализма, поиски героя в литературе 20-х годов осуществля­ лись не только на материале революции и гражданской войны, но и на материале исто­ рического прошлого нашего народа, тракто­ вавшегося как предыстория современности. 1 е . Му с т а н г о в а. Анна Караваева. «Золотой клюв». — «Новый мир», 1928, № 2. стр. 299. 2 А. К а ш и н ц е в . Исторический роман, в современной литературе. — «На литера­ турном посту», 1930, № 3, стр. 42. 3 А. А л п а т о в . Советский историче­ ский роман на путях перестройки — «Кии- га и пролетарская революция», 1934, № У, стр. 88. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2