Сибирские огни, 1973, №12
ка. Эта «связь времен» отчетливо проявля ется и в сюжете, и в композиции романа. Писательница умело решает один из важ нейших вопросов исторического жанра — роль народных масс в историческом про цессе. Народ в ее изображении не только и не столько страдалец, сколько движущая сила истории. Роман А. Караваевой «Золотой клюв» ор ганично вписывается в развитие литератур ного процесса 20-х годов, о чем можно су дить по восприятию этого произведения сов ременниками. Напечатанный в «Сибирских огнях», а затем вышедший отдельной кни гой, «Золотой клюв» не остался незамечен ным центральной критикой тех лет. О рома не А. Караваевой писали как о художест венно состоявшемся произведении. Правда, в критических статьях роман зачастую не верно датировался. Так, А. Кашинцев в ста тье «Исторический роман в современной ли тературе» датой появления «Золотого клю ва» считал 1927 год1, А. Алпатов— 1926 год1 2. Да и в работах последних лет дата по явления его указана неточно. Например, в исследовании Т. Изотова «Из истории кри тики советского исторического романа (20— 30 годы)» указан 1926 год3. Конец 20-х — начала 30-х гг. в литератур ной критике отмечены яростными спорами о путях развития советского исторического романа, о специфике историзма, и роман А. Караваевой привлекался неоднократно критиками как раз для подтверждения их концепций. Одна из первых крупных статей о романе А. Караваевой принадлежит Е . Мустанговой, которая сравнивает «Золо той клюв» с историческими романами О. Форш и Ю. Тынянова и указывает на их специфические особенности: «Исторический фон играет в их романах служебную роль. В центре исторический герой, являющий со бой не столько историческую, сколько инди видуально-психологическую проблему. У Караваевой основное — в «массовом» исто рическом материале, наполняющем роман до краев. Тема — крепостническая Россия эпохи Павла I — развернута социально. От дельные герои, быт, психология — все это дано на глубокой социальной и даже соци- 1 «На литературном посту», 1930, № 3. 2 А. А л п а т о в . Советский историче ский роман на путях перестройки. — «Кни га и пролетарская революция», 1934, № 9. ст,р. 88. 3 Т. И з о т о в . Из истории критики со ветского исторического романа. Оренбург, 1967. ально-экономической основе»1. Отмечая ши роту исторического диапазона и социаль ность романа А. Караваевой, видя в этом его особую значимость, критик в то же вре мя отмечает и существенные недостатки ро мана, выразившиеся в механической подчас стилизации языка и мелодраматизме некото рых сюжетных коллизий, накоминающих иногда коллизии Лажечникова и Загоскина. Статья А. Кашинцева «Исторический ро ман в современной литературе» как бы раз вивает дальше рассуждения Е. Мустанговой о социальности романа «Золотой клюв»: «Тенденция к изображению эпохи в ее соци альном расслоении выражена очень резко... «Золотой клюв», разрабатывающий тему эк сплуатации золотых приисков на Алтае в X V III в., подчеркивает общественные проти воречия и противопоставленность социаль ных групп... Персонажи второстепенные... более индивидуализированы: социальная установка в характеристиках героев «Золо того клюва» заставляет, впрочем, автора грешить иногда наивной утрированностыо» . Критик указывает здесь не только на типо логические особенности произведения А. Ка раваевой, как романа исторического, но и указывает на некоторые формообразующие его элементы. В работе А. Алпатова «Советский истори ческий роман на путях перестройки» произ ведение А. Караваевой упоминается в свя зи с усилившимся в историческом романе тяготением к революционной тематике3. «Золотой клюв» А. Караваевой отличает ся подлинно реалистическим изображением жизни и борьбы работных людей, историче ской конкретностью в обрисовке российской действительности конца X V III в. Этот ро ман свидетельствует о том, что становление метода социалистического реализма, поиски героя в литературе 20-х годов осуществля лись не только на материале революции и гражданской войны, но и на материале исто рического прошлого нашего народа, тракто вавшегося как предыстория современности. 1 е . Му с т а н г о в а. Анна Караваева. «Золотой клюв». — «Новый мир», 1928, № 2. стр. 299. 2 А. К а ш и н ц е в . Исторический роман, в современной литературе. — «На литера турном посту», 1930, № 3, стр. 42. 3 А. А л п а т о в . Советский историче ский роман на путях перестройки — «Кии- га и пролетарская революция», 1934, № У, стр. 88. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2