Сибирские огни, 1973, №12
фольклора, где как раз обыгрывается назва ние романа: Царю надо Алтай копать. Ищет золото русский царь... Будто птица он, русский царь. Птица страшная, Жадный орел,— Клюв орла золотой. Его клюв в грудь нам вонзился. Золотой клюв его Всегда в крови. А. Караваева вспоминает: «Название ро мана взято мною из одного донесения, в котором цитируются богопротивные слова сказки или песни об императорском штан дарте с золотым орлом — «золотой клюв его всегда в крови»1. С момента выхода в свет «Золотой клюв» всегда именуется романом, хотя в подзаголовке значится «Повесть о дальних днях». Сама писательница связывала смысл и суть подзаголовка с традициями русской литературы. «Еще в X II в. в русской лите ратуре укрепилось жанровое обозначение — повесть, которое на протяжении веков бы ло связано с житийно-исторической литера турой— некое житие, всегда отображенное на более или менее широком историческом фоне. И в X V III в. жанр повести был также популярен. Например, русская бытовая «По весть о Савве Грудцыне». Для X V III в, эпический жанр «повесть» был более искон ным по всем его связям с предыдущим ве ком. Новое обозначение эпического жанра — романа в нашей русской литературе укре пилось в X IX в. Вот в силу каких соображе ний «роман, созданный на основе «дел о беглых», жанрово обозначен мной «повесть о дальних днях»1 2. Широта изображаемых событий, подлин ность исторической обстановки, воссоздание характеров героев, определенных своей эпо хой,— все это позволяет назвать «Золотой клюв» историческим романом. «Золотой клюв» был одним из первых ша гов на пути развития советского историче ского романа, поэтому и достоинства, и не достатки его следует, по-видимому, объяс нять не только особенностями творческой манеры писательницы, но и своеобразием литературного процесса 20-х годов. Здесь можно было бы вспомнить об исто рии создания романа В. Зазубрина «Два мира». Автор преследовал задачу «дать красноармейской массе просто и понятно написанную вещь о борьбе 2-х миров и ис пользовать агитационную мощь художест венного слова»3. Перед А. Караваевой тоже стояла пропагандистская, агитационная, вос питательная задача. Она пыталась показать «.историю классовой борьбы в ее местном охвате и колорит?»4. Социологические за явки в то время были очень ценны. Это бы ли зерна нового метода. Однако определен ная заданность характеризует оба эти про 1 А. К а р а в а е в а . Из воспоминаний старого «огнелюба». В кн.: А. К а р а в а е - в а. По дорогам жизни. М. 1957, стр. 717, 2 А . К а р а в а е в а . Сорок пять лет на зад... — «Сибирские огни», 1967, стр. 143. 3 В. З а з у б р и и. От автора. В кн. «Два мира». М., 1966, стр. 5. * А. К а р а в а е в а . От автора. В кн.: «Золотой клюв». Алт. кн. изд., 1968. стр. 6. изведения, она наложила заметный отпеча ток на их художественные особенности. Из ложение событий в романе «Золотой клюв» зримо, образно, насыщенно подчас психоло гически тонкими сценами и выразительными метафорами, но временами мы встречаемся в произведении с некоей информационно стью. Иногда действующие лица — не жи вые люди, а рупоры авторских идей, иные же — вовсе лишены живых человеческих ка честв. Например, автор неоднократно назы вает Василия Шубникова, но его невозмож но представить себе живым человеком. Его реплики никак его не характеризуют. Пси хология некоторых действующих лиц заме нена историческим и социальным коммента рием. Автор недостаточно полно раскрыва ет внутреннюю, душевную жизнь бергалов, а ограничивается описанием их поступков и поведения в дни подготовки побега и совместной жизни в Бухтарме. Красочные, эмоционально насыщенные картины быта и нравов алтайских крестьян, приисковых рабочих и семейства Качки пе ремежаются страницами откровенно описа тельными, малохудожественными. Модернизированы рассуждения беглецов в тюрьме, когда Степан, декларируя автор скую мысль о влиянии революционных вы ступлений на народ, говорит: «Мы не зря пропадаем. За товарищей терпим» или — «Мы за будущие века яко предтечи». Здесь же в тюрьме Марей просит стряпуху Вар вару рассказать о них «всем работникам. Скажи — за них погибаем». Романтическая история любви Степана к Вериньке к концу романа приобретает ха рактер откровенно мелодраматический, а внутреннее развитие образа героя уступает место, резонерству. Отрицательные персонажи чаще всего ре шены однопланово, средство изображения единственное — резкий гротеск. Пьяница и хапуга поп Ананий обрисован таким обра зом: «волосатыми пухлыми руками поддер живая жирное свое брюхо, поп охал: «Мер- за-вец народ». Здесь сказалась определен ная прямолинейность характеристики. События, изображенные в романе, неумо лимо вели к трагическому финалу. Сама пи сательница пишет: «Их мечты о «вольной жизни», их поиски «легкости», их попытки обосноваться «вольными пашнями» где-ни будь в горных долинах или степях Бухтар- минских представлялись мне трагедией об реченности»1. Тем не менее — и в этом несомненная за слуга автора — концовка романа, несмотря на жестокую расправу с беглецами, выгля дит оптимистической, как будто предвещая революционный взрыв. Подобно большинст ву произведений на историко-революцион ную тему, в «Золотом клюве» воплощена мысль о преемственности народно-освободи тельной борьбы. А. Караваева создав г свой роман и как художник, стремящийся к исто рической правде, и как современник великих революционных событий начала нашего ве- ‘ А. К а р а в а е в а . Из воспоминаний старого «огнелюба». В кн.: А. К а р а в а е - в а. По дорогам жизни. М.. 1957, стр. 717,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2