Сибирские огни, 1973, №12
ять под пытками, выдавшего беглецов вла стям. Воссоздав исторические обстоятельства, в которых действуют герои, писательница смогла убедить читателя в том, что правда жизни сложна и диалектична. Интересной судьбой наделен в романе об раз Марея. Степенный и богобоязненный крестьянин, он после ореховской трагедии, потеряв всю свою семью, лишившись всего того, для чего он только и жил на свете, пе реживает тяжелый душевный надлом, кото рый показан автором художественно зри мо, окрашен скорбными интонациями. «Еще долго нырял Марей, как безумный, разгля дывал зеленую муть речной глуби. Выныр нет, оглядится — и опять в воду. Сквозь страшный гул в голове еще шептал молит венно: «Выручи-и, господи-и!» Когда, нако-. аец, выбросился Марей один головой на бе рег и из разбитого о корягу виска его хлы нула кровь, только тут понял он, что поте рял Сергуньку навсегда. Глянул он на безмятежное небо и вдруг дрогнул весь. Небо улыбалось, а Сергуньки не было. Мареева жизнь, начатая сызнова, вместе с подломленной жердью моста рух нула— в Бию. Он просил, молил, умилял ся долго, терпеливо, он плакал!.. И просмот рел, что жерди подломились Вдруг показалось Марею, что насмешли во подмигнуло ему сияющее небо. И дох лебал он чашу своего терпения, вскочил на яоги, огромный, мокрый, с окровавленным лицом, страшный в гневе, и поднял к небу жилистые железные кулаки. «— Просил тебя?.. Молил? Где ты? Не- ту-у!.. Могу я эту меру вынести, могу-у?.. Вудь ты проклят... проклят... проклят... и «се твое! — в исступленье кричал старик. Он мочил голову, унимал кровь, а сам с Дикой радостью изрыгал хулу на бога, на беспощадную к нему жизнь и на это голу бое небо». Так Марей утрачивает веру в бога, кото рая еще недавно помогала ему переносить Жизненные невзгоды. Единственная вера его теперь — народ: «А в народушко перва ве ра. Будет жить по-своему, головушку поды мет, солнышко увидит»; «Кумекаю: сила в народушке большущая, ежели он скопом пойдет»; «Видно, судьба наша за народуш ко живот положить...», — говорит он в тюрьме, утешая товарищей. Речь идет здесь Об исконной вере русского мужика в силу народа, на котором мир держится, и — вме сте с тем о его стихийном, часто не осоз нанном протесте против угнетения и бес правия. Композиционно роман построен в тради ционной манере советской литературы нача ла 20-}с годов , когда основным принципом художественного изображения становятся резкие социальные контрасты. В ярких про тивопоставлениях дана жизнь господствую щих классов и жизнь низов. Один из приме ров: маркшейдер Фаддей Гуляев, «верный заводской слуга», живет в «чистеньком до мике с красной железной крышей, теплом и светлом, как фонарь. При домике садик с сиренью и беседкой. В светлых оконцах за накрахмаленными занавесками в нарядных клетках пели, щебетали щеглы и канарейки. Кругом же на руднике грязь, вонь, сы рость», «полуразвалившиеся бараки». Первая глава повествует о житейском процветании и довольстве семейства Качек. Тщательно выписаны детали обстановки, сервировка стола и т. д. Вторая глава резко контрастирует с первой. Здесь представлена нищенская, убогая жизнь «барнаульского завода мастеровых» с их безотрадными ду мами об оставленных в деревнях семьях, о том, как «баба знакомая ноне родила в из бе одна, а ребенка свинья подъела». Контрастны не только детали быта, но и поступки героев. Положительный герой ро мана Степан с риском для себя вступается за честь невесты: «Сия девица — невеста моя... Нельзя ее трогать», — заявляет он решительно майору Тучкову. Иначе ведет себя младший канцелярист главной конторы Матвей Иванович Залихваев, который поу чает жену Вериньку: «Монашеского лица не строй, коли случай будет». Прием контраста по-разному обыгрывает ся в романе. Когда Веринька (поплакав об убежавшем Степане, она скоро вышла за муж, ведь она «не из тех, кто спорит с жизнью») принимает «презент» от горного ревизора и спешит к нему на свиданье, в этот момент перед ней появляется Степан, решившийся выкрасть свою невесту и увез ти ее в Бухтарму. Но Веринька бежать с ним не собирается и криком: «Помогите! Разбойники!» — выдает Степана с товари щами солдатам. В том же «ключе» решен образ лекаря м-г РюагсЫ, который необычайно угодлив и внимателен к мнимо заболевшей супруге начальника, а от эпидемии холеры попросту отмахивается, виня всецело «неосмотритель ность мастеровых, которые ленивые прит ворщики». Комендант Фирляшевский любит приро ду, гербарий собирает из алтайских цветов, ведет беседы о возвышенных материях. Вместе с тем, чтобы выслужиться перед на чальством, он учиняет зверский допрос ра неному Акиму, — да такой, что даже «лицо Качки передернулось гадливой гримасой». Немаловажное место в исторической кон цепции автора занимает проблема интерна ционализма. Характерную реплику вклады вает писательница в уста бергала Шубни кова: «Только бы человек стоил сам, а чо мне, какой он веры? Другой раз татарин русского человека достоин бывает». Братство народов — явление социальное, развивающееся и укрепляющееся на путях освободительной борьбы. С этих позиций А. Караваева изображает совместную жизнь беглецов и алтайцев (ойротов), не преуве личивая, однако, их интернациональных чувств. И те, и другие помогают друг дру гу налаживать быт; алтайцы дают бегле цам скот, но в решающий момент, когда им всем грозит опасность, алтайцы отказывают бергалам в поддержке, поглощенные скорб ным ритуалом религиозного обряда. Несколькими яркими штрихами обрисова ны характеры Удыгая и его дочери Кырту. В роман вносятся элементы алтайского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2