Сибирские огни, 1973, №12
.«сущие пустяки», и очевидца Акима Сер- някова, поведавшего мастеровым, как «в огненном жару, в корчах метались люди, ’.хрипло молясь и проклиная несчастную ра ботную долю, умирали кто глухой ночью, кто среди бела дня». В этой главе писательница стремится вновь показать массовый протест. Здесь мы елышим не только реплики безымянных пер сонажей, но даже как бы слившийся, еди ный, нераздельный голос толпы: «Р-разне- сем! У-ух-х!» Масса едина в своем справед ливом порыве, ведь «никто не хотел поте рять последнее — жизнь. Всем она вдруг стала мила». Роман «Золотой клюв» был написан в то время, когда советская проза обогатилась рядом первоклассных произведений о герои ческих подвигах народа в гражданской вой не. Для развития советского исторического романа опыт советской литературы начала 20-х годов имел большое значение. В рома не «Золотой клюв» принципы создания мас совых сцен несомненно навеяны многоголо сым говором народных сцен «Железного потока» А. Серафимовича и гневным пафо сом «Двух миров» В. Зазубрина. А. Караваева не преувеличивает социаль ную активность простого народа. В ее изо бражении масса то предстает единой в сво ем протесте, то она наивна и покорна. Стоит обербергмейстеру де ла Кройэру поднести им водки, как они, забыв обиды, справедли вые требования и ненависть к начальству, кричат ему «ура» и покорно идут в холер ный забой. Но если масса дана чаще всего в едином потоке, не дифференцированно, то часть бег лецов наделена вполне определенными, са мобытными характерами. Причем А. Кара ваева даег не только социальную характе ристику этой группы люден, определяя ее состав (мастеровые, крестьяне, «припис ные» и «схожие» и т. д.), но и намечает ее «социальную биографию». Заслугой А. Караваевой является умение показать своих героев в труде: писательни ца здесь подходит к той теме, которая в дальнейшем станет главной в ее творчест ве — теме созидательного труда, изменив шего сами условия человеческого существо вания. Труд определяет и характеры бегле цов. Если в начале романа основная мысль работных людей выражена во фразе: «Не нами жисть строится... Спина только нашен- ска-а!», — то потом, на свободе, всех их от личает твердая уверенность в возможности повернуть жизнь по-другому. Это чувство освобождения из-под гнетущей неволи по началу сближает их: «Дни пошли такие, что каждый час с зари до ночи пьешь, как бра гу,. и будто расщедрилась жизнь, разжала железную свою горсть и выпустила всех на волю, как птиц из клетки». Радость свобод ного труда способствует осознанию ими се бя как полноправных членов общества: «—Мы што? И подать заплатим... — Отчего для свово народушка не предо ставить. Што подать? Токмо дай по своему разумению жить, не трожь... * — Мы хрестьяне, а не тати какие...» Заслуга А. Караваевой не только в том,, что ей удалось показать обновленную жизнь хотя бы временно свободных людей, красо ту их созидательного труда, но и в том, что писательница сумела передать сложность взаимоотношений беглецов — в силу раз ной их психологии, нравственных принципов и убеждений. В момент бегства все казались одинако выми, едиными в своем неприятии мира зла. Но в Бухтарме выясняется, что это разные люди. Беглецы с рудника, в основном «ссы- лошные», «отвыкшие от крестьянской рабо ты, старались больше гульнуть»; «припис ные» же беглецы работали «истово, по-кре стьянски», не зря им «земля снилась». Это различное отношение к работе вызывает вражду друг к другу. Большие изменения претерпевает и харак тер Сеньчи. Злобный, решительный в неволе,, организатор расправы над вором-под- рядчиком, а потом над доносчиками братьями Шушиными, главный инициа тор побега бергалов, в Бухтарме он становитсяприлежным хозяином: «Весь ушел в хозяйский свой обиход», «Доска к доске, гвоздь к гвоздю сколачивал себе теп лое гнездо». Психология Сеньчи находит на иболее точное выражение в его же словах: «Я был волк, а теперя до.машной, пальцем никого не трону...» На упреки других бегле цов в жадности он обидчиво отвечает: «Не жаден я, а хозяин честный и обо всех ста раюсь. Будем все хозяева... Вот и жисть тогда будет правдишняя...». В своей страсти стать самостоятельным хозяином он наив но верит, что здесь, в Бухтарме, наступит для всех «новая счастливая жизнь» без «царских законов», форпостов, солдат и «рабской бергальей доли», что сын его «по- другому жить станет: на приволье, хозяи ном». Решительный и целенаправленный в нача ле романа, Сеньча, став самостоятельным хозяином, перестает видеть дальше своего носа, отмахиваясь от тревожных сообще ний о казацких разъездах, проявляя «уста лое равнодушие к погорельцам: прет куды- то калмычье, ну и пусть», ссорится со Сте паном, который шире смотрит на жизнь и может думать не только о себе. Сеньча уп рекает Степана за ненужные, на его взгляд, мудрствования: «Зря ты, парень, книжки читал, они нашему брату — враг, все в них для нашего обману». И в тюрьме он про должает утверждать, что все дело «в слу чае гиблом», не понимая того, что стремле ние бергалов добиться лучшей жизни было обречено на неудачу с самого начала. Раскрывая психологию и мировоззрение этих людей, «детей своего века», писатель ница делает попытку социально дифферен цировать массу, раскрыть различную сте пень ее политического сознания, револю ционной настроенности и стойкости к борь бе. Эта правда века особенно наглядно вы ражена в образе Акима Серякова, единст венного оставшегося в живых свидетеля страшной гибели рудокопов в холерном за бое, твердо верившего, что «коли убег», то и «жить внове начал», .и не сумевшего усто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2