Сибирские огни, 1973, №12
Каковы же обстоятельства, вызвавшие бунтарские чувства Степана? Одно из них — страшная сцена с неожиданно возмутив шимся солдатом, почти лишившимся рас судка из-за холода, зверской тупой муштры и бесчеловечного обращения: «Он весь дер гался неодолимой жуткой дрожью, серые его глаза от расширившихся зрачков стали черными, светящимися, точно отражали в себе далекий пожар». Чувство человеческого достоинства, ответ ственности за любимую девушку вынуждают Степана вступиться за Вериньку, чтобы ог радить ее от домогательств майора Тучко ва. Последующее за этим наказание и зна комство с рабочими наводят Степана на мысли о мести. Но в еще большей степени, чем наказание, подействовала на него ава рия на заводе: «... промывательной сорвался вал, восемь человек валом раздавило». Ин стинктивно, из чувства сострадания берется Степан помогать работным людям делать гробы для товарищей. Слова одного из ра ботных («Вот, парень, барской, глянь... Ко ли доли не поищешь, так н пропадешь»), совместная работа и последующее общение с рабочими заставляют Степана еще боль ше задуматься о «жисти нашенской», почув ствовать свою общность с этими людьми. «Я теперь, — говорит он Вериньке, — не одинокий житель. Раньше я все один думал да злобствовал о тебе... о себе... А только так толку ни на грош... Не добудешь себе ничегошеньки!». Так рождается у Степана чувство товари щества, и он твердо решает бежать вместе с заводскими рабочими. «Я новый теперь человек, к бывшему не вернусь. Пропади он пропадом, город сей, золото добывающий» — пишет он Вериньке в последнюю ночь пе ред побегом. В дальнейшем его судьба пол ностью сливается с судьбой беглых берга- лов, хотя его характер, характер человека, напряженно размышляющего о жизни, во многом отличается от характеров других ра бочих. Например, когда бергал Сеньча в трудную минуту упрекает Степана за то, что он пошел с ними, да еще привел на об житое беглецами место курослеповских ру докопов, он отвечает ему так: «Вольность всем нужна. Я не в бабки пошел играть, ко ли сюда попал, я, мил хозяин, все во как обдумал, и книжки мне сказали, што-де не может такое человеческое состояние про должаться до скончания века». Большое место занимают в романе мас совые сцены. Принципы создания образа на родной массы у А. Караваевой характеризу ются тенденциями, постепенно складываю щимися в молодой советской литературе и обусловившими развитие метода социали стического реализма. А. Караваева тяготеет к многовариантности исторических обстоя тельств и психологических моментов, к оп ределенной дифференциации в изображении отдельных представителей массы. Образ на родной массы воссоздается в романе и мно гочисленными репликами толпы, и зарисов ками эпизодических фигур, и характерами основных, более или менее индивидуализи рованных героев. Толпа чаще всего высту пает как стихийная, яростная сила, полная 11. Сибирские огни № 12. ненависти к своим угнетателям. Такими ри совали ее в произведениях об Октябрьской революции в деревне Неверов, Сейфуллина и другие писатели 20-х годов. А. Караваева, раскрывая народную жизнь и в картинах частного, семейного быта (полная драматиз ма глава «Дело о девках»), главным обра зом стремится показать ее в социально-об щественных проявлениях. С первым массовым протестом рабочих мы встречаемся уже в третьей главе, иро нически названной «Город Барнаул — ме сто тихое и для трудов благоприятное» (фраза из письма Качки в столицу). В этой главе несколько драматических эпизодов: бунт солдата, взрыв бешенства у мастеро вых, устроивших самосуд над вором-подряд- чиком, зверская расправа со «смутьянами». Мастеровые барнаульского завода, возму щенные наглым поведением обманувшего их подрядчика, яростно бунтуют. Толпа внача ле не индивидуализирована: «— Дьявол широкопасто-ой! — Не пойдем на плотину! — Не пойдем! — Подавай деньги! — Вер-р-на-а! Подавай плату! —• Язва-а! Паскуда жирная! Не пойдем робить!» Потом в этот монотонный хор врывается голос Сеньчи. Умный и занозистый бергал сразу же заставляет обратить на себя вни мание особой дерзостью и смелостью, за ко торыми кроется незаурядная сила характе ра. А. Караваева не идеализирует народ, уме ло подчеркивает разнородность массы: «С одной стороны, людишки сии — забияки и разбойники, с другой—последние овцы», — отзывается майор Тучков о мастеровых, уз нав о том, что братья Шушины донесли на чальству об избиении мастера и назвали за чинщиков. Сильную сторону романа состав ляет точность социальных характеристик. Братья Шушины, бывшие крепостные графа Тупицына, сбежавшие на вольные земли в Сибирь и определенные здесь начальством в «схожие люди»1, запоминаются своей траги ческой судьбой. Свой донос начальству они морально оправдывают: «Наша дума одна — о пашне. Мы для землицы сюда приеха ли, более чо надо...». «Мы и другое чо сог ласны, чо сумеем, по силам. Только отпу сти. Пашня во сне снится...» — просят они жестокого майора Тучкова, наивно предпо лагая доносом на товарищей откупиться от заводской повинности. Изобразив бесконеч ные хождения Шушиных по канцелярии за обещанной бумажкой и их смерть от руки тех, кого они выдали, писательница вскры вает глубокий трагизм судьбы этих жалких и обездоленных людей. В главе «Курослепов рудник» воспроиз водятся картины холерного бунта. Отголос ки этих страшных событий — холерной эпи демии, когда в одну ночь умерло 40 чело век, слышны уже в предшествующих гла вах: в рассказах лекаря, для которого это 1 Крестьяне, которые были обязаны в счет оброка в определенное время являться на завод и исполнять различные работы (примечание автора романа). ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2