Сибирские огни, 1973, №12
линия произведения. Вторая — жизнь и бунт барнаульских мастеровых, их побег в поисках вольного и свободного края Бух- тармы. И события из жизни семейства Кач ки, и жизнь приисковых и заводских рабо чих связаны в единый драматический узел. Параллельное изображение двух лагерей оказывает несомненное влияние, обусловли вает не только действия и характеристики персонажей, но и всю авторскую концепцию борьбы в целом. Начальник заводов Качка показан как са модур и ханжа, тщеславный, чванливый и хитрый. Но самое главное в нем — холоп ская преданность царю, «внушительные вер ноподданнические фразы», которыми он на сыщает свои послания в Петербург. В рома не уделено большое место Качке и другим барнаульским чиновникам. И, тем не менее, главным героем романа А. Караваевой все- таки является народ. Обстоятельно, нето ропливо, со множеством точных подробно стей передает писательница атмосферу тя желого подневольного труда на Барнауль ском заводе и приисках, рассказывает о безрадостном быте и невеселых думах бар наульских мастеровых. В главе «Курослепов рудник» описывают ся будни рудокопов, их «бараки с обомше лыми крышами», походившими на «огром ных пятнистых жаб», тяжелая работа от зари до темна и редкие праздники с драка ми, увечьями и убийствами. Здесь жили крестьяне, «приписные и ссыльные», бунтов щики с «дворянских мануфактур», много было и беглых солдат, «начальству грубия нов», а также крестьян из уральских дере вень, повинных в «хлебе-соли Емельке». Цель романа А. Караваевой была опре делена с самого начала — развенчать ле генду о вольности, которая якобы дана му жику в Сибири: «Вы, грят, вольные... Ан не- тути-и! С кровопийцами живем. Заводы, рудники-те, плавильня золотая да серебря ная, вот кровушку-то нашу кто сосет... Зо лото для монетки царской. Дьяволы!» — го ворит один из бергалов Сеньча Кукорев1. «Под кнутами народушко, а в душе его •— ярость и гнев». Вот эти-то ярость и гнев народные и определяют характер главного конфликта. Для писательницы важно было через частные судьбы героев показать об щую тенденцию развития социальной борь бы. Не случайно тема Пугачевского восста ния в романе возникает неоднократно. О «воре и разбойнике» Пугачеве вспоминает главный начальник Колывано-Воскресенских заводов Качка, негодуя, страшась «взгляда волчьего» своего гайдука Степана. Хозяев жизни тревожит мысль, что «емельянкино дело память о себе средь черни нашей ос тавило». О Пугачеве говорят работные лю ди, грезящие вольным краем Бухтармой. Итог всем думам и разговорам подводит степенный «приписной» Марей: «Кто, зна чит, за народ, тот и хорош». Через весь роман лейтмотивом проходит мысль о слитности изображаемых событий ' А. К а р а в а е в а . Золотой клюв. Бар наул. Алт. кн. изд., 1968, стр. 26. Все даль нейшие цитаты даны по этому изданию. с большой историей, о широком и разнооб разном влиянии на исторический процесс крестьянской войны-пугачевщины. В центре произведения поставлен коренной вопрос, более значительный, чем в некоторых дру гих исторических романах 20-х годов: неиз бежность борьбы с «противным человече скому естеству состоянием». В процессе своего становления историче ский роман претерпел немало идейно-худо жественных издержек (не всегда верное по нимание писателями 20-х годов связи чело века с историей н эпохой и т. д.). А. Кара ваева умеет видеть события и факты в их глубокой исторической и социальной обус ловленности и перспективе. «Золотой клюв» — роман о народе, свободолюбивом и непокорном. История для писательницы— процесс объективно закономерный. Эконо мические и социальные предпосылки бунта бергалов показаны не только как следствие административных притеснений и беззако ний местного начальства, но прежде всего как следствие всего уклада русской жизни конца X V III в. В романе неоднократно под черкивается, что беглые — не разбойники, а мирные «хрестьяне», бредившие «земли цей для пашни», вынужденные бежать в по исках своей доли. «Не разбойники мы, нуж да заставила», — говорит один из них, вы ражая общее мнение. Как и другие авторы исторических рома нов 20-х годов, А. Караваева стремится по казать лучшие качества русского народно го характера: его талантливость, стойкость, уверенность в лучшем будущем. Умираю щий от чахотки Евграф Пыркин ободряет бергалов, рассуждающих о Пугачеве: «Ни- че, робя, народ жив, ниче-е». Документальная точность описываемых событий (в частности — сноски на путеше ственника Палласа и историков прошлого), конкретно-историческое изображение эпохи — отличительные черты повествования А. Караваевой. Сильный отпечаток на роман наложили и непосредственные впечатления писательницы от поездки по Алтаю. Но до кументальная достоверность изображения не сужает, не сковывает художественного воображения автора. А. Караваева сумела ярко и убеждающе обрисовать многие ти пические характеры и обстоятельства. Это ощущается и в композиции романа, и — особенно ■— в судьбах его героев, напри мер, в судьбе гайдука Степана и его люби мой Вериньки, воспитанницы Качек, «их комнатной собачки». «В закуте рожденный», Степан был взят за хороший рост в. гайдуки. Это человек с развитым чувством собственного достоин ства, добрым и отзывчивым сердцем, легка откликавшимся на чужую беду (слушая рассказ о сгоревшей алтайской деревне Поздеевке, «он почуял острую, будто свою, тоску»). Он не может мириться со цзоей судьбой. Лучшие качества его характера выявляются в ходе подготовки и осуществ ления побега. Не случись этого его побега с мастеровыми, не возникни дела «гайдука со товарищи»,— остался бы он совершенно незаметным человеком.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2