Сибирские огни, 1973, №12

С . Гимпель ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ ИСТОРИКО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ РОМАН Роман «Золотой клюв», написанный в 1925 г., — первое значительное художест­ венное произведение Анны Караваевой, на­ чало ее литературного пути. В начале 20-х годов А. Караваева сотруд­ ничала в газете «Красный Алтай», работа­ ла преподавателем литературы и истории в Алтайской губернской советско-партийной школе. Как отмечала впоследствии писа­ тельница в своих воспоминаниях, она уча­ ствовала «в подготовке вчерашних воинов к мирному созидательному труду». Здесь она и обратилась к истории русской горной про­ мышленности X V III в., к истории закаба­ ления самодержавно-крепостническим го­ сударством алтайских хлеборобов. А. Караваева изучила огромное количест­ во подробных «описаний дел о беглых», что дало ей возможность воссоздать множест­ во событий, связанных с историей классовой борьбы в X V III в., показать, как бунтовали русские и алтайские крестьяне, насильно «приписанные» к рудникам, как алтайские бергалы, стремясь к вольности, яростно бо­ ролись за в’озврат к своей исконной жизни хлеборобов и охотников и как беспощадно расправлялось с ними начальство рудников. Вспоминая впоследствии историю созда­ ния своего романа, А. Караваева писала: «В воображении моем все шире вставала гор­ норабочая Сибирь с ее рудниками, царски­ ми форпостами, с ее плодородной землей и редкими селеньями, откуда силком уводили мужиков копать золото. Сибирь.подневоль­ ная, иссеченная плетьми, погибавшая под шпицрутенами, — и вместе с тем Сибирь непокорная, вольнолюбивая, вставала пере­ до мной со страниц этих старинных дел, пахнувших вековой сыростью»1. А. Караваева писала свой роман в то вре­ мя, когда многие советские писатели по 1 А. К а р а в а е в а . Из воспоминаний старого «огнелюба». В кн.: А. К а р а в а е - в а. По дорогам жизни. М., 1957, стр. 716. свежим следам событий запечатлевали ге­ роический облик участников Октябрьской революции, людей, в чыо жизнь с необы­ чайной силой врывалась история. Не слу­ чайно отличительной чертой исторического романа 20-х годов было пристальное вни­ мание к прошлым революционным эпохам. «Родословная революции», по удачному вы­ ражению критика М. Серебрянского, стано­ вится главной темой советского историче­ ского жанра в первые годы его развития. Одно из центральных мест в литературе тех лет занимает изображение борьбы уг­ нетенного крестьянства. Стремясь объяснить то доверие, с которым подавляющая масса крестьян восприняла Советскую власть, ав­ торы исторических романов раскрывают ис­ токи этого явления: тяжелое положение крестьянства в прошлом, постоянные попыт­ ки крестьян добиться лучшей доли и т. п. Тем самым создатели исторического жанра подводят читателя к мысли о необходимо­ сти и неизбежности ниспровержения старо­ го общественного строя. «Золотой клюв» в советской литературе был первым историческим романом о рево­ люционных выступлениях русского народа в X V III в. Произведение, впервые напеча­ танное в журнале «Сибирские огни» (1925, № 4, 5), многократно переиздавалось было экранизировано, не утратило своего значе­ ния и поныне. Роман А. Караваевой отличается четко­ стью изображения социально-исторического конфликта. Идейный стержень романа — раскрытие сущности непримиримой борьбы между господствующими классами и народ­ ными массами, что и определяет две сю­ жетные линии в развитии действия. Адми­ нистративная и семейная жизнь главного начальника Колывано-Воскресенских заво­ дов Качки, проходящая в верноподданниче­ ских заботах «о богатствах царских для империи процветания», — первая сюжетная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2