Сибирские огни, 1973, №12

о литературном труде. Он старался привить интерес молодежи к изучению рукописей Пушкина, которые позволяли сделать вы­ вод о том, что «Пушкин именно работал над стихами, делал их». К Пушкину он ап- пелировал, когда доказывал, что «поэзия не какое-то безвольное умоисступление, но в высшей степени этого слова труд». И не случайно его уроки изучения пушкинского опыта были самыми впечатляющими для современников. Мэтр раскрывал тайну пуш­ кинской простоты — «простоты через слож­ ность». Но в раскрытии образа Пушкина перед молодыми талантами главным был акцент на его универсализме. В гении Пушкина для него были сконцентрированы лучшие черты Поэта с большой буквы; он подчер­ кивал его многогранную ученость, глубокие знания истории, ориентацию в политике, ин­ терес к науке. Любовью к Пушкину, а также к создате­ лям лучших образцов философской лирики Боратынскому и Тютчеву продиктованы многие его соображения о будущих гло­ бальных путях развития поэзии. По его убеждению, «стих, как наиболее совершен­ ная форма речи, в отдаленном будущем несомненно вытеснит прозу во многих обла­ стях, прежде всего в философии». Он од­ ним из первых задумывается над вопросом, который станет предметом дискуссий XX в. — о взаимоотношении науки и поэзии. Он сам проявит живейший интерес к научным достижениям века и будет стимулировать молодую поэзию в разработке темы науки. Заветы пушкинской лиры, обогащенные его собственным опытом, переплавляются в на­ путствия молодым поэтам. Воспитывая поэтов в духе осуществления важных задач времени, он требовал от них не только высокой профессиональной под­ готовки, но и «знакомства с последними вы­ водами философской мысли, с новыми от­ крытиями точных наук, с ходом политиче­ ской и социальной жизни своего времени». В этом —- немеркнущее общественное зву­ чание брюсовских уроков. Он был подвиж­ ник мысли и труда. Он был подвижник большого общественного дела — воспита­ ния молодых поэтов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2