Сибирские огни, 1973, №12
и если влияние не переходило в прямое подражательство. Его точка зрения такова: «Нужно, чтобы молодые поэты вбирали бы впечатления из жизни и не боялись их выразить в стихах так, как они их восприняли». Этот урок продлится много лет, вплоть до 1924 года, когда своей последней корреспондентке Ирине Шевцовой, юной жительнице г. Изюм Харьковской области, он пожелает: «Посмотрите внимательно, наверное, насто ящая жизнь есть и близко от Вас... Только помните два правила. Первое: не пишите сразу чего-нибудь чрезвычайного. Второе: необдуманно не принимайте малого за большое». В высказываниях о дебютантах четко прослеживается концепция Брюсова о двух типах поэтического становления. Он отно сится с недоверием к восхождению сразу, «наскоком». Нередко поэтам, взявшим вы соту «до срока», он предрекает срывы или, более того, судьбу остаться автором одной книги. Более желательным ему кажется по степенное совершенствование природных данных, рост и развитие таланта от выступ ления к выступлению. Он не уставал сле дить за становлением отмеченных им даро ваний, был пристрастен к движению вперед, дальнейшие этапы творческого развития любил отмечать словом «завоевание». К авторам второй и третьей книг он предъявлял уже совершенно иные требова ния, видя в них писателей, участвующих в общелитературном процессе и ответствен ных за него. И горе тому, кто оставался на рубежах своего первого сборника. ...Для современников непонятным инци дентом была резкая перемена отношений Брюсова к своему «подопечному» — Игорю Северянину. Он сам, своими усилиями (благожелательными откликами в критике, приглашениями на выступления в Москву, посвящением ему стихов) способствовал ус пеху Северянина у публики. Но вскоре пе решел к резкой критике поэта и вынес ему суровый приговор. Упоенный легкими побе дами, Северянин не нашел ничего более под ходящего, как обвинить критика в зависти. Что же произошло на самом деле? Первая книга Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913) многими ценителями поэзии была отмечена как заметное явление тех лет. В числе первых ее приветствовал и Брюсов. В молодом, только что выходящем на литературную арену поэте он отметил ряд привлекательных особенностей: «ред кий дар» сочетания лиризма с ироническим отношением к жизни, а главное — введе ние в поэзию примет современной жизни, хотя и в неглубоких формах, что можно простить начинающему поэту. В последую щих книгах воспевание аксессуаров бур жуазного быта стало главным содержани ем поэзии Северянина, усилилась вычур ность его стихов. И тогда Брюсов объявил войну «северянинской тематике» за «отсут ствие знаний», «неумение мыслить», за «по шлость стихов». Между Брюсовым и Северяниным разго- релся спор, по содержанию напоминающий оолемику Брюсова и Бальмонта в 1912 г. Тогда Бальмонт заявил о неприкосновенно сти художественного создания: оно должно оставаться таким, каки-м вылилось из-под пера поэта сразу, в минуту вдохновения. Брюсов отстаивал «право на работу»,^ гово рил о необходимости художественной от делки, совершенствования. Он активно про тивостоял и Бальмонту, гордо провоз гласившему себя- «стихийным гением», а свое творчество — «озарением восторга», и И. Северянину, называвшему себя «гени- альцем», «гением», «интуитом». Оба эти поэта являлись выразителями модных тео рий модернистского толка, освобождающих поэзию от требований разума^ и вообще внешних влияний, которые якобы могут ее только исковеркать. Брюсов боролся за по эзию совершенно иного диапазона, нежели она представлялась лирикам-индивидуали- стам, и в связи с этим требование — «раз вивать и совершенствовать свой талант» — ставилось им в центре его воспитательной программы. Оно включало в себя вопросы совершенствования профессионального мас терства, — Брюсов высоко поднял знамя труда поэта, — но отнюдь не сводилось к узкому профессионализму. Это была, преж де всего, забота об общекультурном разви тии пишущих. Северянинским эгоцентристским заявле ниям типа: «Не мне в бездушных кншах черпать для вдохновления ключи...»; «Нет для меня учителей...»—была дана беспощад ная отповедь. Дело было не только в кни гах, в уровне образования, хотя эта сто рона для Брюсова была, несомненно, суще ственной. Речь шла прежде всего о созна тельной выработке глубокого мировоззре ния, которое обогащает художника и яв ляется непременным условием создания по эзии в высоком смысле слова. Написанная в 1915 г. статья «И. Северя нин» содержит остро публицистические об ращения к молодым поэтам: «Одно из двух: или поэзия есть забава, приятный отдых в минуты праздности, или серьезное важное дело, нечто глубокое, нужное людям. ...По эт обязан строго относиться к своему под вигу, понимать, какая ответственность ле жит на нем. Чтобы идти впереди других и учительствовать, надо понять дух времени и его запросы, надо, по слову Пушкина, «в просвещении встать с веком наравне». ...Нельзя рассказать ни об одной стороне деятельности Брюсова, не увидев отсвет его увлечения Пушкиным (мы не говорим уже о его колоссальной исследовательской работе, отраженной более чем в 300 стать ях, принесшей ему славу ученого-пушкини- ста). Ссылки на Пушкина многочисленны в критике Брюсова. «Пушкинианство» для него было своего рода форпостом, с кото рого развертывались атаки по всем лини ям «чистого лиризма», не потерявшие поле мической остроты и сегодня в борьбе с кон цепциями иррационалистов. Пушкинская мысль — «вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» — органически вплетается в его собственные размышления о сочета нии вдохновения и труда в акте художест венного творчества. Брюсов по-новому ос ветил личность Пушкина в плане проблемы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2