Сибирские огни, 1973, №12
денной Октябрем, вырисовывается как не избежная закономерность, обусловленная обновлением всей жизни. Именно в этой статье даны самые точные критерии подлинного таланта Маяковского. В нем прежде всего ценится умение отклик нуться на современность, начиная от кри ков протеста против первой мировой войны до радостного приветствия революции. Рас сматривая каждого из поэтов во взаимо связи с революцией (эпицентром всех со бытий современности), Брюсов ставит Мая ковского на первое место. Казалось бы, скупо, но удивительно точно он отмечает: «Маяковский... к Октябрю отнесся... как к великому явлению жизни, с которым он сам органически связан. Стихи Маяковско го принадлежат к числу прекраснейших яв лений пятилетия: их бодрый слог и смелая речь •были живительными ферментами на шей поэзии». Горячо поддерживая расши рение круга влияний Маяковского на моло дую поэзию, Брюсов в то же время осуж дает подражательство его внешним про явлениям, без силы воодушевления, без меткости его речи и богатства словаря. Что касается Пастернака, то, по мнению Брюсова, «насколько Маяковский по наст роениям своим близок к поэтам пролетар ским, настолько Пастернак—несомненно, по эт-интеллигент». Признавая Пастернака «яр ким поэтом современности», Брюсов все же с большой убедительностью вскрывает его слабости «интеллигентского» характера, обескровливающие поэзию либо философ ским рассуждением, либо ограниченностью «своих» тем. Сопоставляя Пастернака и Асеева, сбли жая их по многим поэтическим парамет рам, критик подчеркивает преимущество Асеева в главном — в поэтической свободе от интеллигентской рефлексии; революция воспринята Асеевым непосредственно, что позволяет сделать вывод: «Асеев — один из самых живых и искренних певцов рево люции». В статьях 20-х годов Брюсов всецело вы ступил на стороне тех, кто пришел строить новую поэзию, закладывать фундамент ис кусства будущего. Критик активно вклю чился в разработку теоретических проблем пролетарской культуры и, в первую оче редь, высказал свои суждения по актуаль нейшей для того времени проблеме класси ческого наследия. Позиция Брюсова совпа дает с позицией В. И. Ленина по сохране нию классического наследия и воспитанию создателей пролетарской культуры в духе освоения ее лучших традиций. Мысль о преемственности культур пронизывает ста тьи Брюсова. Вместе с тем, поражает его прозорливость в оценке новаторских тен денций советской поэзии (разработка но вых тем и, в первую очередь, темы созида ния, отражение в лирике — сугубо интим ной области ранее — настроений коллектив ных, преобладание мажорных тонов и т. д.). Эти тенденции не могли не приветствовать ся Брюсовым, отвергавшим всегда в поэзии «личные признания поэтов, подсказанные обстоятельствами личной жизни». Он под нимается до оценки стихов как явлений об щественной жизни. И, как всегда, сила брюсовской критики в конкретных оценках. Двумя-тремя штри хами он вычерчивает индивидуальный аб рис каждого из пролетарских поэтов, отме чая вместе с тем и общие черты. Его при знание получает поэзия Садофьева, Гасте ва, Герасимова, Поморского... Однако он указывал и на общую слабость поэтов 20-х годов — отвлеченность, планетарность, что подтвердят дальнейшие исследователи этого периода нашей литературы. «Основным мотивом должна стать психо логия передового рабочего, а она может быть выявлена в подходе к любой теме. Темы же брались слишком отвлеченные: восстание вне эпохи, вне страны. Только за последнее время наступил поворот к здоровому реа лизму», — таковы мысли Брюсова, не по терявшие своего значения и по сей день. Неправильно было бы думать, что он отри цал романтический пафос, свойственный по эзии первых лет Октября. Осознание все мирно-исторической миссии пролетариата естественно выливалось в приподнятое ре шение темы, в гимны. Брюсов вмел в виду другое, когда говорил о здоровом реализ ме, а именно — изображение конкретной реальности и возникновение романтики на этой почве. Не случайно, сказав много теп лых слов об И. Филиппченко, Брюсов кри тикует его за космические масштабы, за то, что лирический герой превращался в сверх человека, уходящего головой в надзвездные дали. Много раз на протяжении своей жизни Брюсов обращался к решению дилеммы — «творения на века» и «повседневность». В ранние годы она решалась в отталкиваю щем противопоставлении этих начал; поэт отворачивался от действительности, т. к. считал, что только «вековечные вопросы бытия» обеспечат будущую ценность худо жественных созданий. Недаром его первая книга «Шедевры» (1896) завещана «Искус ству и Вечности». Это было одним из пунк тов его сближения с символизмом. В годы зрелого творчества он уже ищет решения этой проблемы путем отражения в поэзии элементов окружающей жизни. После Ок тября Брюсов твердо и убежденно деклари рует: «Современность — слишком властная в наши дни — не может не проникнуть в чистую лирику». Задача была решена, исти на была найдена в том, что реальность предстала в ошеломляющем величии, сов ременное и поэтическое сблизились. «Творе ния на века» рождались из отражения сов ременности. В 1920 г. поэт провозглашает: «Достойно остаться навсегда лишь то, в чем воплощено наше сегодня... В сегодня потенциально заключено то, что будет завт ра и через столетия... Дело поэта — быть современным до последнего предела». Чуткость Брюсова к рождению поэта бы ла поразительной. Он, как правило, безоши бочно устанавливал, кого можно принять в семью поэтов, был снисходителен к первой книге, которую расценивал как опыт учени чества, многое прощал новичку: и бедность «личного опыта», и похожесть на учителей, если этими учителями были великие поэты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2